«Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников "вокально-хоровые упражнения" Вокально хоровые упражнения для среднего хора

Основные вопросы

1. Распевание

а) значение,

б) продолжительность,

в) принцип постепенности,

г) эмоциональный фактор,

д) динамика,

е) звуковысотность.

2 . Типы вокальных упражнений.

Цель: теоретическое ознакомление с методикой распевания, анализ приёмов распевания в вокально-хоровой работе А.В.Свешникова

Распевание в хоре - это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата.

Часть урока индивидуальных и хоровых занятий, которая называется распеванием, состоит из упражнений.

Упражнение - это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Различают 3 обязательных компонента упражнения: повторяемость, определённая организация и целенаправленность.

Следует помнить, что действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение его на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.

Распевание в начале хоровых занятий развивает навыки пения и подготавливает голосовой аппарат к работе.

Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем разучиваемого репертуара и быть направлено на поддержку его звучания.

Длительность распевания. не должна превышать 10-15 минут репетиционного времени. В распеваниях не всегда имеет смысл доходить до крайних звуков диапазона, т.к. певческий голос «разогревается» не скоро и начинает полноценно звучать лишь через 30-40 минут после начала репетиции.

В распеваниях достаточно ограничиться рабочим диапазоном певческого голоса: ре первой октавы - фа, фа- диез второй октавы у сопрано; си-бемоль малой октавы - ре второй октавы у альтов.

Необходимо знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы уметь выбрать из них наиболее полезные для каждой конкретной вокально-технической задачи (организация вдоха, атаки, отдельных качеств звука, плавного выдоха и опоры; выравнивание звучания, регистров, расширение певческого диапазона). Одно и то же упражнение может способствовать выполнению нескольких таких задач. Так, пение на выдержанной ноте способствует не только формирования равномерного выдоха и опоры, выравниванию гласных, но и развитию динамики звука.

Принцип постепенности. Упражнения нужно подбирать от лёгких к более трудным. Первые упражнения обычно состоят из нескольких или даже одного тона, поющихся в равной силе звука, и постепенно по мере овладения навыками усложняются.

Хормейстер всегда должен помнить о важности постепенного развития голосов певцов хора. Постепенность должна соблюдаться во всём:

    в динамике (от средней к крайней)

    в темпах (от умеренного впевания к быстрому)

    в диапазоне (расширять от центра)

    в технике (от простой к сложной)

    от пения закрытым ртом (чем также нельзя злоупотреблять) переходить к пению гласных и слогов

    от пения лёгким звуком - к динамически и темброво насыщенному.

В хоровых занятиях упражнений не должно быть много, главное - использовать их для решения нескольких задач, которые обязательно должны быть чётко поставлены перед хором. Руководитель должен качественно показывать упражнение, при необходимости прибегая к сравнению неправильного и правильного их исполнения.

В начале каждого упражнения, какую бы цель оно не преследовало, отрабатывается единство вдоха, одновременность вступления, единство и чёткость какого-либо типа атаки (в основном - мягкой), единство звуковой позиции, нюанса.

В работе с хором применяются упражнения

    на цепное дыхание,

    на разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных),

    на разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки),

    на развитие диапазона,

    на выравнивание регистров,

    на нюансы

    на выработку кантилены,

  1. на внимание к руке дирижёра (должна быть выработана реакция на любые, даже неожиданные требования: ферматы, изменения темпа, динамики, штрихов).

В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового аппарата в рабочее состояние (фазы врабатываемости), целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. На таких упражнениях быстрее достигается нужное звучание.

Эмоциональный фактор. Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определённой эмоциональной окраске голоса, причём лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладе, который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим настроением, создающим необходимый тонус мышц.

Помимо этого любое упражнение можно петь в разных настроениях: радостно, печально, восторженно, сердито, плаксиво, грозно и т.д. (настроение хорошо «добавить», когда основная цель упражнения достигнута). Эмоциональность в работе развивает музыкальность и артистизм, что важно для создания в произведениях самых разных образов.

Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.

Динамика. Сила голоса при исполнении упражнений как соло, так и в хоре должна быть средней (в пределах mp-mf). Начальные упражнения на центральном участке диапазона нужно петь ровным по силе звуком. Очень важно найти оптимальную силу звука в каждом индивидуальном случае. Постоянное пение на f ведёт к форсировке голоса, она вредна для всех голосов, но особенно пагубна для детей. Хотя пение звуком, сила которого ниже оптимальной («напевание» - пение без опоры на дыхание), и не рекомендуется, оно приносит гораздо меньше вреда голосовым органам, чем чрезмерно громкое пение. При работе с детьми в мутационный период тихое пение является необходимым. В этом случае, как пишет Ф.Лысек (Чехословакия), «...от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет».

Звуковысотность. Пение упражнений следует начинать с примарных звуков - наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца. Обычно это нота в среднем отделе диапазона (у сопрано фа! - до", у тенора на октаву ниже, у меццо-сопрано - ми! - си!, у низких мужских голосов - ре M - ля M).

Развитие голоса со среднего регистра начинали Бортнянский, Варламов и Глинка. Этот метод назвали «концентрическим». Глинка говорил, что распеваться надо «без всякого усиления берущихся», т.е. примарных, которые находятся приблизительно в середине диапазона голоса. Нижний и верхний регистры должны развиваться на основе крепко освоенного центра диапазона путём постепенного, звук за звуком, введения в пение.

Типы вокальных упражнений

Вокальные упражнения бывают шести типов:

1.Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, сочетание дуолей и триолей, половинные и целые ноты).

2.Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato).

4.Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата).

5.Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые последовательности).

6.Вокализы (можно петь целиком хоровые произведения закрытым ртом и на любой звук, слог, в зависимости от задачи)

7.Отрывки из произведений (полезно над трудными местами партитур упражняться отдельно)

Распевание начинается с извлечения одного звука - с него начинается и настройка слуха, и концентрация внимания. Такое упражнение даёт возможность выровнять интонацию, создать строй и унисонное звучание.

Многократным повторением изменяется качество звука, уточняется его направленность, отрабатывается точность атаки, находится необходимая высокая позиция, активизируется диафрагма. Звук берётся закрытым ртом, без напряжения, он сконцентрирован у верхних передних зубов.

Упражнение на одной ноте (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. При чередовании гласных оно способствует выравниванию их звучания. Выдержанная нота, спетая на первоначально избранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М.И.Глинка.

Различные гласные исполняются в виде слогов с одинаковым согласным. Выбор гласных зависит от общего фона звучания хора. а)Если звучание хора глухое, берут звонкие гласные (ди, дэ, да; ми, мэ, мА). б)Если хор звучит пёстро, начинают упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания (лю, лё, ля). в)Если надо округлить какой-либо определённый гласный, его ставят между гласными «о», «у», «а», способствующими округлению (ма-ми-ма, мо-мэ-ма). г)Для образования слогов применяются обычно: «л» (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), «м» (настраивает на высокое головное звучание), «д» (активизирует атаку, приближает звук).

В первых упражнениях берут 1-2 гласных в сочетании с согласным или без него, затем постепенно вводят все гласные, основные или йотированные. Чаще такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании в зависимости от методических целей. При этом учитывается, что:

1).в порядке «и», «э», «а», «о», «у» происходит постепенное увеличение ротовой полости (самая маленькая на «и») и уменьшение глоточной (самая маленькая на «у»);

2). в порядке «и», «у», «о», «э», «а» происходит уменьшение напряжения мышц голосовых складок (самое большое напряжение голосовых мышц на «и», «у»);

3).подсвязочное давление повышается в порядке «а», «о», «э», «у», «и».

В этом упражнении все гласные можно петь в одной силе звука или с динамическими оттенками, т.е. постепенно увеличивая и уменьшая силу звука.

Упражнения с поступенным расположением звуков. Простейшие из них - соединение 2- 5 последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы, обычно вначале на одном гласном звуке. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. На начальных этапах полезнее петь гамму сверху вниз в медленном темпе. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

При исполнении гаммы снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук. Он берётся в намеренно высокой позиции, т.е. применительно к позиции верхнего звука упражнения. Такой приём обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании.

Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всём диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса.

Пение гамм способствует расширению певческого диапазона.

Упражнения на различные интервалы поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. В начале работают на интервалах более привычных для слуха, близких к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов (терций, кварт) к более широким (квинтам, секстам, октавам). К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Все указанные упражнения полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.

Для большинства упражнений применяется вокализация , т.е. пение на гласных звуках и слогах (внутрислоговые распевы - тоже вокализация). Вокализация позволяет сосредоточить внимание на основных моментах вокальной техники (при пении с текстом часть внимания «забирает» текст) (А.Юрлов в работе «О значении вокализации в хоровом пении» даёт огромную характеристику этому приёму).

Вокализация бывает трёх видов: а)с закрытым ртом, б)на гласный звук, в)сочетающая пение закрытым ртом и на гласный.

Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, подключает к работе верхние резонаторы, вырабатывает ощущение вибрации в них, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа. Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

При пении закрытым ртом всё внимание направляется на интонацию (например, скачки поются легче, чем при пении на гласные или слоги).

Вокализация закрытым ртом должна быть лёгкой и естественной, петь надо настолько тихо, чтобы улавливать такое же тихое пение певцов-соседей. Пение с закрытым ртом приучает певцов хора к мягкой атаке звука, собранности, пластичности в звучании и переходах.

В вокализации можно использовать разные штрихи (чаще legato и staccato).

Упражнения на legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами развивают певческое дыхание. Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы - это значит петь стаккато.

При исполнении staccato движения диафрагмы сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы - это остановки дыхания (выдоха). Т.о., исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остаётся взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (гл. о. диафрагмы).

Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации.

Чтобы партия не «плыла», теряя точность интонации и ритма в вокализации на гласный, к нему прибавляют согласный, лучше сонорный (м, н, л ), иногда д , з, к - только с у , как самой тихой из гласных, редко - т (т.о. легче получаются точные переходы от звука к звуку и после «впевания» на слог должны приобрести точность на гласный).

Дирижёр хора должен искать и находить приёмы вокализации, помогающие решать определённые задачи.

    Достигать pp лучше на «ку» и «мо».

    Неудобные по тесситуре фрагменты впевают закрытым ртом.

    Слоги с «И» придают звонкость, «серебрят»

Слоги с «О» - округляют

Слоги с «У» - собирают, выравнивают звук.

Согласные тоже могут придавать различный характер звуковедению (мягкость, отрывистость...). Так, известен случай, когда А.В.Свешников долго не мог «вылечить» хор от вялого, вязкого, неинтересного звучания, пока не попробовал в работе вокализацию на «та», которая решила проблему.

В распевания включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки, которые представляют собой вокально трудные места из разучиваемых хоровых сочинений. Часть трудно исполняемой фразы можно транспонировать в более низкую тональность, в которой этот фрагмент легко вокально усваивается хором. Добившись правильного звучания в низкой тональности, его секвенционно по полутонам вверх закрепляют до основной тональности или даже выше. Т.о. свободное звучание с более низкой тесситуры переносится на высокую. Этот приём очень эффективен. Он позволяет довольно быстро преодолевать вокальные трудности при разучивании репертуара.

Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз.

В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст.

В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах, таких, как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.

Полезно сочетать распевание с выработкой навыков пения многоголосия. Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда - пение гаммы с остановками на звуках аккорда.

В примере показаны остановки хоровых голосов на звуках тонического аккорда. Возможны также варианты, в которых остановки делаются на субдоминантовой или доминантовой гармонии. Это отрабатывается как на упражнениях уже знакомых певцам, так и импровизационно, при помощи «живого нотного стана» - руки дирижёра: 5 пальцев левой руки хормейстера превращаются в нотный стан (5 нотных линеек), а пальцами правой руки дирижёр показывает местоположение нот, исполняющихся певцами хора. За каждым пальцем правой руки может быть закреплена отдельная хоровая партия: например, за 5-м пальцем - вторые альты, за 4-м - первые альты, за 3-м - вторые сопрано, за 2-м - первые сопрано.

В многоголосных распеваниях применяется также метод «устных подсказок», который благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие (допустим ре - фа-диез - ля первой октавы), дирижёр предлагает каждой хоровой партии подняться или опуститься на некоторый интервал, например, альтам - на полтона вниз, первым сопрано - на полтона вверх, вторым сопрано - на полтона вниз и т.д. При этом дирижёр внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания - цепным дыханием, качеством и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения вносят оживление в творческий процесс, заставляя певцов быть предельно внимательными и собранными.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Распевание; продолжительность; принцип постепенности; эмоциональный фактор; динамика; звуковысотность; питы; вокальные; упражнение; голос; вокально-хоровые навыки.

К о р о т к и е в ы в о д ы

Распевание - одна из важнейших форм репетиционной работы, является как способом подготовки голосов к пению, так и средством совершенствования вокально-хоровых навыков.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

    Какова оптимальная продолжительность распевания?

    В чём сущность постепенности в распевании.

    Обоснуйте важность распевания от примарных звуков.

    Раскройте значение эмоционального фактура в распевании.

    Охарактеризуйте один из типов упражнений.

Л и т е р а т у р а

1.Соколов В.Л. Работа с хором. Учебное пособие. 2-е изд.. перераб.; доп. М.:Музыка, 1985.

2.Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом - М.: Музыка, 1988

3.Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса - Киев: Музична Украіна, 1988

4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.

5. ОсенневаМ.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Академия, 2003.

Красильникова Галина Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ Гимназия 18
Населённый пункт: Г.Рыбинск Ярославской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Распевание в детском хоре на основе фонопедического метода развития голоса"
Дата публикации: 18.10.2018
Раздел: начальное образование

Распевания в младшем хоре мальчиков

МОУ Гимназия 18

учитель: Красильникова Г.Н.

Пояснительная записка

дополнительного образования, работающих с мальчиками 7-8 лет (младший

этот период закладываются правильные навыки в обучении детей, так как на

«переучивание» у мальчиков нет времени в силу их физических особенностей.

Задача педагога: увлечь мальчиков, оторвать их от телевизора и поголовной

компьютеризации. Открыть мир музыки, научить видеть прекрасное и этим

обогатить внутренний мир детей.

Цель создания хорового коллектива состоит в том, чтобы приобщить как

можно большее число детей к искусству хорового пения. На занятиях

выполняется и учебно-воспитательная работа, проводятся беседы («Как

слушать музыку?», «Лучшие хоровые коллективы города», «Голосовой аппарат

исполнителями, посещение концертов и последующее их обсуждение. Главный

итог работы коллектива – отчетный концерт.

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура

исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками и есть тот

стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-

хоровой работы. Задачи руководителя хора во многом схожи с работой педагога

по вокалу, но и усложняются тем, что хормейстер имеет дело с коллективом

Целью подготовительных вокально-хоровых упражнений является

систематическое воспитание у певцов хора единых певческих навыков,

установление единого способа дыхания, установление единого способа

звукоизвлечения.

Задачей данной работы является выявление компонентов, из которых

складывается певческий процесс и техника вокального исполнения.

Основное содержание

Раздел 1 «Певческая установка»

3вукоизвлечение является процессом физиологическим, поэтому действие

о которых хормейстер должен иметь представление и на собственном опыте

владеть всеми приемами певческого процесса.

Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода

исполнителей.Она достигается естественной позой певца. Мышцы лица,

шеи, плеч в спокойном состоянии.

Этот момент руководитель должен контролировать постоянно, особенно

на первых порах вокальной работы. Желательно преподнести это в

игровой форме, чтобы мальчики смогли сами проследить за собой и друг

за другом. Можно разнообразить положение корпуса: распевать стоя,

разучивать репертуар сидя, готовый репертуар пропевать также стоя,

проводить «физминутки» для раскрепощения мышечного тонуса. Нужно

добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и

органичным, как процесс речи.

Освобождение мышц артикуляционного аппарата и овладение их работой

Вот первый навык, с которого следует начать вокальную работу в хоре. И

первым этапом в этой работе является умение открывать рот. Нужно обратить

внимание ребят на необходимостьбольшого раскрытия рта при пении, но не за

счѐт растяжения губ в стороны, а только за счѐт опускания нижней челюсти.

Это всѐ нужно преподносить детям в игровой форме, рассказать

сказку про звуки. Можно взять за основу программу «Фонопеднческий метод

Ш, затем менять согласные, оставляя гласную [А], в последовательности: С, Ф,

К, Т, П, Б, Д, Г, В, ж, 3), 2- ой цикл «Координирующие интонационно-

фонетические упражнения».

Раздел II «Дыхание»

широко известном афоризме - «школа пения - это школа дыхания» - очень

правильно отмечается огромная роль дыхания как фундамента, на котором

приспособительная деятельность дыхательной системы во

время пения. Оно требует постоянного развития, систематической тренировки,

ибо развитое,продолжительное, гибко управляемое дыхание большое

достоинство певца

(Л.К. Ярославцева «К вопросу о рациональных режимах певческого дыхания»).

Первое время участникам хора полезно держать руки на поясе и

научиться вдыхать носом, а выдыхать ртом. Полезными на данном этапе могут

оказаться упражнения Стрельниковой (стимулируют правильный вдох и выдох,

проводятся В игровой форме,

помогают сократить число ОРВИ заболеваний).

Приведу примеры нескольких упражнений на укрепление певческого

дыхания, такими упражнениями в течение первого полугодия необходимо

начинать буквально каждый урок.

1. Мягко, по руке, взяв глубокое дыхание (следить чтобы плечи не

поднимались, а живот несколько идѐт вперѐд), ребята равномерно, медленно и

беззвучно выдыхают воздух,

произнося согласную Ф, С. Можно предложить поставить перед собой ладошку

и ощутить мягкую воздушную волну или принести свечку и во время выдоха

пронести перед ребятами.

Задача: пламя не должно потухнуть.

2. Очень полезно в качестве тренировки заставить певцов почувствовать

ощущение беззвучного крика (беззвучно кричать А). При этом внимание

должно быть сосредоточено

на ощущении диафрагмы.

3. Использование упражнений в грудном режиме

В.В.Емельянова:

а) в «позе кучера» (сидя, положив локти на колени)

б) «выдувание»

Эти упражнения помогают ощутить работу диафрагмы.

4. Использование принципа «цепного дыхания» - умение незаметно

вступать.

Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания ребят и

последовательно отрабатывать его механизм, на каждом уроке напоминать

хористам принципы певческого

дыхания, следить за правильностью его выполнения.

После начала работы над дыханием звук в хоре, как правило, становится

более слабым по силе и как бы бестембровым, это не должно пугать

руководителя, так как это

явление временное. И сила и тембр вернутся к хору, причѐм В новом, лучшем

качестве.

При пении упражнений нужно обращать своѐ внимание на исполнение

первого ШУ!.. так как начинающие певцы, не владеющие ещѐ в достаточной

степени своим дыханием, не могут правильно распределить его и на первом

звуке, обычно расходуют дыхание гораздо

больше, чем это нужно.

Закрепить понятия певческой установки и дыхания поможет песня «Петь

приятно и удобно» («Как Рыжик научился петь» Л.Абелян. Приложение №2).

Данный сборник может

стать настольной книгой хормейстера, так как содержит много полезных

упражнений и

Раздел «Звукообразование»

Звукообразование, или фонация (от греч. фоне - звук), происходит в

помощью резонаторов. Возможности певческих голосов мальчиков первого года

обучения ограничены. Хормейстер должен знать, что красота и прелесть

эмоциональности. Добиться всего этого можно лишь при условии,

что мальчики поют в фальцетном режиме. Чтобы ощутить этот регистр нужно

регистра (от си-бемоль первой октавы и выше). Интересно, что спеть звук на

один тон выше своей примарной зоны мальчикам сложно, а сразу высоко они

начинают правильно интонировать, так как высокие

звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух,

чем низкие. В распевках нужно добиваться ощущения «пения головой»,

развивать головной регистр «когда ученики упражняются на высоких звуках, то

они должны их начинать с головного регистра. В этом случае полезно

произносить в вокализации букву У, потому, что она способствует вызову

народных школах»), Это вытекает из механизма образования

Гласный У помогает выработке пения «на зевке», так

как при его формировании мягкое нѐбо и маленький язычок находят правильное

положение. К тому же использование этого гласного позволяет вырабатывать в

хоре единую манеру пения. Вот несколько упражнений:

1) Поѐтся на одном звуке, педагог поѐт текст, а ребята заканчивают на У

(по полутонам вверх и вниз).

Педагог: Сидит ворон на дубу Дети: (у - у - у)

Педагог: Он играет во трубу Дети: (у - у - у)

Педагог: Труба точеная Дети: (у - у - у)

Педагог: Позолоченная Дети: (у - у - у)

3) Пение на слог КУ формирует звук в высокой позиции

Многие хормейстеры отмечают полезность пения с закрытым ртом, но в

младшем хоре этот прием не стоит использовать для детей, так как он сложен

на данном этапе.

Развивая головной регистр, нужно уделять внимание и

грудному. Чтобы ощутить разницу, можно попросить ребят положить руку на

грудь и почувствовать как она «гудит».Для развития грудного регистра можно

использовать следующие упражнения (в пределах ля малой октавы - ми

бемоль первой октавы) в грудном режиме В.Б.Емельянова.

после овладения головным и грудным регистрами, средний регистр озвучится

сам собой. Но чтобы овладеть техникой пения в грудном и головном регистрах

хормейстер должен иметь слуховой идеал такого звучания. Для этого ему

необходимо накопить как можно больше слуховых впечатлений, посещать

открытые занятия и мастер-классы, чаще слушать звучание лучших хоровых

коллективов и отдельных исполнителей.

Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Это

серьѐзная, трудная и очень важная задача, потому, что хороший унисон в хоре -

по цепочке на слог «лю» или «лѐ» педагогом одному из ребят, а он другому и

пения попевок на одной ноте: «Андрей-воробей», «Лѐтчиком буду»,

«Барашеньки», затем на двух: «Лиса», «Сорока», «Дон-дон», и так далее,

постоянно расширяя диапазон.

Для выработки определѐнных вокальных навыков целесообразно

использование небольших отрывков музыкальных произведений:

«Колыбельная» обработка Г. Мельо, «Спи,

моя милая» чешская народная песня, «Колечко» русская народная песня

Для разучивания названий нот можно выучить с ребятами песни Герчик

«Нотный хоровод», Роджерс «Звуки музыки».

Очень важным и эффективным методом на начальном этапе

являетсяпоказ педагога.

И педагог должен демонстрировать яркое и эмоциональное пение (обязательно

готовиться к занятиям). Хормейстеру следует использовать не только метод

подражания - «сделай как я», но также спрашивать наиболее активных,

способных детей - тех, кто может служить примером для подражания.

текстом от первого лица: «Птичка-синичка», «Здравствуй, Утѐнок» .

В работе с детьми 7-8 лет педагог должен основываться на игровые

приемы, дети легко откликаются на эту форму деятельности и намного быстрее

усваивают учебный материал.Ещѐ один важный прием в работе с детьми - это

принцип «наглядности». Мы используем плакаты (при разучивании песен, для

ладовой работы), карточки (для усвоения ритма, запоминания написания нот),

они способствуют концентрации внимания, а также правильной посадке и

правильному звукоизвлечению.

В работе с мальчиками необходимо помнить, что им нужна частая смена

заданий, песен, упражнений, интенсивного ведения занятия. В своей

практической работе я использую метод «быстрого ведения урока» - один из

методов дидактической системы психолога Л.В.3анкова. Он является

действенным средством формирования готовности к певческой деятельности,

так как активизирует учебный процесс.

Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный

материал. Репертуар - одно из основных условий формирования певческой

деятельности, необходимо включать песни на спортивную, военную,

героическую тематику, сюжеты из школьной жизни, лирику юмор. Репертуар

хора должен быть разноплановым, систематически подобранным по

трудности, чтобы каждая песня закрепляла уже освоенные навыки.

Примерный репертуар

1. Р.н.п. «Ой, ладушки лады»

2. Р.н.п. «На горе-то калина»

3. Р.н.п. « Со вьюном я хожу»

4. Герчик «Нотный хоровод»

5. Французская народная песня «Пастушья песня»

6. Кюи «Осень»

7. Кюи «Гордый котик»

8. Петров «Песня о материнской любви»

9. Ребиков «Здравствуй, гостья зима»

10. Ребиков «Воробышек-воробей»

11. Бетховен «Малиновка»

12. Бетховен « Пастушья песня»

13. Ройтерштейн «Про ежа»

14. Ройтерштейн Вечерины»

15. Лист «Канцонетта Сальватора Роза»

16. Бойко «Дело было в Каролине»

Данная методика вокально-хоровой работы позволит педагогу в течение

первого года

обучения добиться ровного звучания хорового коллектива, «полѐтности» звука,

точности

обучение будет

увлекательным и неутомительным, что явно способствует сохранности

контингента.

В заключении хотелось бы напомнить слова выдающегося хормейстера

Бончо Боева, создателя болгарского детского хора «Бодра

смена»:«Возможности детей безграничны:

ограниченными бывают только возможности тех, кто с ними работает».

Список литературы:

«Работа с детским хором. Сборник статей» (Москва, «Музыкая», 1981 г.)

«Искусство хорового пения» (Москва, Гос. муз. издательство, 1963 г.)

Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» (Москва,

«Музыка», 1981 г.)

«Основы вокальной работы с хором» (Ленинград, 1972 г.)

Е.Лобачѐва «Хор и хороведение» (Москва, «Музыка», 1964 г.)

К.Ф. Никольская-Береговская «Развитие школы хорового пения в

России» (Москва,

издательство «Советская Россия», 1974 г.)

Г.Л.Стулова «Хоровой класс» (Москва, «Просвещение», 1988 г.)

В.В.Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» (Методическая






МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г.Тайшет

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему:

«РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

Подготовила: преподаватель

Горбунова Лариса Владимировна

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

    певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

    Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

    Работать надо постепенно, без торопливости.

    Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

    Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

    Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

    Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

    Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

15. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ -ли > ЛЕ -ли < ЛЁ -ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

Список использованной литературы

1. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Academia, 1999.

2. Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. Тюмень: Вектор Бук, 2002.

3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.

4. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1985.

Когда в процессе работы - яснее проявляется тембр, тогда классифицируют голоса на сопрано и альты.

Певческое дыхание.

По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо - брюшным дыханием (формирование как у взрослых).

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

Ш Маленький вдох - произвольный выдох.

Ш Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

Ш Вдох со счётом на распев в медлином темпе.

Ш Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову - без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

И чем серьезней будет выполнятся упражнение на дыхание, тем качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях.

Начальный этап пения является распевание. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. У альтов это ми b - фа 1 , сопрано соль 1 - ля 1 . Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы и это можно рассматривать как исключение.

Принципы подбора вокальных упражнений.

Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

2) Развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе - создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?

Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места).

Важный момент! Эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в хоровой работе, это лишь средство овладения навыком.

В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например у сопрано до звуков ля b - си b II октавы - профессиональной подготовленной работой; до фа - фа II октавы в школьном хоре).

А.В. Свешников работал a"cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. Ведь если рассматривать певческую традицию гласная «а» наиболее звучащая гласная, потому как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества которые со временем модифицируется у взрослых.

Что бы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние хорошо начать распевание как бы с «настройки». Петь в унисон закрытым ртом (приложение 1)

Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном??? непрерывном??? (цепном), мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшим это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >).

Это упражнение можно петь на слоги ма и да . Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю , ле , потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.

Если при очередном перенесение звука на соседний появляется большое напряжение то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случая следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировка и обратить внимание на певческую установку. Примерная зона - тон свободной речи.

Это упражнение может быть полезным для развития динамического диапазона, начать со средней звучности. Ноту на mf, следующей на mp и так чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных положениях звуков.

Соединения с сонорными согласными на одном звуке.

По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и т.д.).

Следующие распевание поступенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до 1 (ре ) 1 - ля 1 (си ) 1 октавы по храматич??? (приложение 2).

Распевание с буквой «И» - полезны. Сама буква светлая очень, помагает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику. Хороша применения в распевках для???

Также упражнения пропевать сверху вниз на те же слоги. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию. И сверху вниз пропевается потому, что снисходящие движение более естественно, чем восходящие.

Следующее упражнение пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук (приложение 3). Обучение пению на легато (приложение 4) это самое сложное.

Кантилена - основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении (приложение 5). Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при

опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции (приложение 6). упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным.

Хорошо менять штрихи с staccato переходить на legato. Перенесение плотного краевого??? связан, полученного при пении staccato на legato. При пении на staccato необходимо следить, что бы при пении гласных, при атаке не допускался призвук согласного «Х», а при legato наблюдать, что бы не было толчков, при переходе на соседние звуки! Опасная буква «У» вырабатывает высокую вокальную позицию. Хорошо для состояния певческого аппарата естественное положение. Параллельно идёт работа над выравнивании гласных, пропеваемых плотным, опёртым звуком (приложение 7).

И по мнению Свешникова - желательно что бы дети к концу 1 полугодия освоили пение Трезвучий следя за формированием звука, (без нажима на горло (нижние звуки)) на слоги «на», «на». Это упражнение развивает диапазон. Цель выравнивания регистрового звучания (приложение 8). индивидуальное занятие дополнит хоровым, полезно упражнение квинтами (приложение 9).

Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным Р, как и форте.

В работе над нюансами следует избегать разного перехода к р, или f, это должно быть главное изменение звучности и считается очень сложным в исполнительской практике. Сначала отрабатывают на??? на одном звуке. Что бы получилось??? крещендо, надо позаботится, о хорошем активном пиано, и наоборот.

Воспитанник хорового училища В. Кирюшкин вспоминал: «Свешников делал то,что никто теперь не делает, - заставлял нас петь чистыми квинтами. А что такое чистые квинты? Это первые обертоны, это подстраивание не под темперированный, а под чистый строй. Когда дети приобрели опору певческого дыхания полезно дать упражнения на слоги хи-ха поступенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам.

Придыхательная согласная «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы с которой сочетается.

Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опустится на гортань и перенапрячь её.

Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять упражнения на филирование звука. Это позволяет детям тренироваться на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык динамической гибкости (приложение 10).

Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз (способствует также продолжительности выдоха) (28). Подобное упражнение - активность голосообразующих органов - это, и служит для развития подвижности голоса.

Из подобного рода упражнении делаю вывод, что дети должны помнить чем быстрее темп тем голос должен быть легче реестрового звучания. Меньше «работы» связками. Не «грузить» каждую ноту а дотрагивается. Подвижность голоса и есть меньшая работа связок, использование звучания ближе к фальцетному.

Существует и работа над тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работай.

В заключение скажу, что навыки формирующиеся во время распевок в следствии становятся рефлекторными. И по сути в одном упражнение моно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должы быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевачных упражнений так как, там будет чрезмерные задачи это будет перегрузкой детей, следовательно отсутствие приобретения навыка.

Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будет ставится непосильные задачи.

Народного пения

1. На звуках примарной зоны проговаривать тексты скороговорок, вкладывая в них различный интонационный смысл. Например, скороговорка «из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор» может быть использована с интонацией удивления, испуга, восхищения и т.п. Необходимо следить за удержанным дыханием, говорить на опоре, «сердито» и вместе с тем близко, посылая звук вперёд:

2. Исполнять связанно, как бы «раскачивая» голосом мелодию. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук. Нужно следить, чтобы он не был «плоским». Для этого петь с настроением «сердито»:


3. Две небольшие попевки в объёме терции помогают развивать подвижность голоса – одна в направлении голоса вниз, другая – вверх. Следить за ровностью звука и высотой позиции:

4. Исполнять на цепном дыхании, ровным, протяжным звуком. Как бы раскачивающееся движение мелодии вносит новые ритмические ощущения (триольность). Данное упражнение рекомендуется исполнять с разными оттенками настроения: нежно, восхищённо, грустно и т.д., развивая артистизм исполнителей:


5. Добиваться ровного, свободного звучания на «опоре», естественности, непринуждённости, безыскусности и простоты исполнения:


6. Исполняется на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать подвижность и эластичность мягкого верхнего нёба:

7. Развивает диапазон голоса, его подвижность. Следить за тем, чтобы гласная а (я) формировалась по принципу предыдущей гласной е ; петь в единой манере, близко, высоко и «сердито»:


8, 9. Эти упражнения помогают тренировать удержанное, продолжительное дыхание. Желательно петь каждое упражнение на одном дыхании. Если поначалу его не хватает, можно «перехватить» дыхание перед припевом. Чтобы упражнения не вокализировать на академический манер, сначала полезно многократно проговорить текст в заданной высоте, свободно и непринуждённо, добиваясь полной иллюзии разговорной речи. Затем тут же, без остановки, переходить на пение, сохраняя принцип разговорности:



10. Полезно для выработки подвижного, близкого, яркого звука. Следить, чтобы певцы не пели «белым» плоским звуком. Всё исполнять округло: при пении звука е мысленно представлять ё , при пении я – представлять ё :


11. Упражнение начинать с медленного темпа, постепенно ускоряя его. Пропевать различные гласные на непрерывном «мычании». Ощущать связь звука с работой мышц брюшного пресса живота. Упражнение развивает подвижность мягкого нёба:


12. Начинать сверху, не «вползая» в звук. При нисходящем движении мелодии не терять высокую позицию звука, ощущать его в точке головного резонирования. Последний звук выполняется со «скатом» голоса:


13. Интонирование звуков мажорного звукоряда на крепкой опоре дыхания. Петь близким, собранным звуком на «открытой груди»:


14. Исполняется подвижно, легко, желательно на одном дыхании три раза подряд. Артикуляционный аппарат свободен, работает только кончик языка. Быстрота произношения текста здесь сочетается с кантиленой, которая достигается эластичным, непрерывным дыханием:


15. Широкий кантиленный распев исполняется на опёртом дыхании. Первый звук – «вершина» попевки – берётся сверху, мягко, «открытой грудью». Й – с первого слога переносится ко второму: «о-йда ». Обратить внимание на огласовку некоторых согласных (туман-ы ) и на последний звук, который исполняется приёмом «ската» голоса вниз. Добиваться ровного, наполненного обертонами звука, но не форсировать его:


16. Попевка небольшая, но медленный темп и движение мелодии ровными четвертями требуют от певцов большого удержанного дыхания. Необходимо следить за ровностью звука и чистотой интонации (бесполутоновый, пентатонный звукоряд):


17. Освоение элементов двухголосия. Упражнение исполняется на одном дыхании, но с двумя цезурами, перед каждой из которых имеется «скат» голоса. Ощущение пульсации звука (шестнадцатыми) поможет придать мелодии необходимое движение. Затакт петь легко, не нажимая, стремится к сильным долям напева. Текст произносить без особых усилий, скороговоркой:

18. Ещё один пример на скороговорку. Его можно петь на одном дыхании. Если сначала это не получается, то брать дыхание через каждые два такта. Потом поставить задачу – протянуть дыхание на всю фразу, для чего ускорить темп исполнения. Следить за тем, чтобы интонация была чистой. Особое внимание обратить на повторяющийся звук (слоги: ны, лены ), который постепенно может быть непроизвольно понижен певцами. При использовании упражнения на два голоса необходимо сначала выстроить первую терцию, остановившись на ней:

19. Другой пример двухголосного упражнения построен на ранее исполнявшихся попевках. Здесь возможно введение третьего голоса – подголоска в октавный унисон. Петь без напряжения гортани, свободно, как бы «продувая» через себя воздушную озвученную волну:


20. Интонирование чистой кварты хорошо отрабатывать на характерной календарной попевке, веснянке. Следует требовать от участников коллектива устойчивой интонации, открытого, звенящего звука, полётного, не форсированного. Можно рекомендовать наметить заранее смысловые акценты в попевке, остальные же неударные слоги исполнять тише, «убирая» их:


21. Двухголосное упражнение на мотив известной народной песни полезно как с точки зрения вокальной (удобный распев, фонетическая основа текста, небольшой диапазон), так и хоровой (унисоны перемежаются с чистыми квинтами и квартами, большими терциями). В основе запева лежит уменьшённое трезвучие, его «вершину» следует петь с тенденцией к понижению, а основание, тонику – очень устойчиво. Упражнение может служить примером, иллюстрирующим звучание уменьшённого трезвучия. Петь упражнение, используя принцип «мычания», непрерывного «гудения» из глубины груди:


22. Энергичная мелодия другой народной песни «Трава, моя травушка» развивает у певцов навык опёртого пения, устойчивого интонирования чистой кварты, ладогармонический слух: здесь имеется ярко выраженная доминантовая функция с разрешением в тонику. Упражнение помогает ощутить грудной резонатор:

23. Следующий пример исполняется на цепном дыхании. На этом упражнении следует учиться быстро и легко сменять дыхание на непрерывно гудящей звуковой волне, открывать грудной резонатор. Вместе с тем надо петь «близко», ощущая звук как бы на передних зубах и в высокой позиции:


24. Двухголосная скороговорка исполняется легко и быстро. Предварительно следует выстроить в медленном темпе все интервалы (чистую квинту и октаву, малые и большие терции). Это можно сделать посредством пропевания упражнения на различные слоги типа: ри , ле , ли . Встречающаяся огласовка выполняется мягко, не утрированно. Всё внимание певцов при этом сосредоточивается на пропевании впереди стоящей гласной, например: лес(ы ), свет(ы ), пересветил(ы )ся:


25. Попевка частушечного склада исполняется дважды на одном дыхании. Слог ри помогает приблизить звук, а его мысленная окраска в ю – собирает, округляет звук. Пение упражнения на слоги ай-я-я помогает больше «открыть грудь», почувствовать грудной резонатор. Чтобы звук был собранным и излишне «не обелялся», его требуется мысленно собрать гласной ё . Все широкие мелодические ходы вверх поются не форсированно, на дыхании, сверху, округло. Следить за свободной гортанью:


26. В основе песни Соловьёва-Седого «Как за Камой за рекой» лежит интонация характерного движения мелодии по тонам, которые надо исполнять в данном случае широко. Все упражнения стараться петь на одном дыхании, подвижно, с удалью, размашисто, подчёркивая слова, но при этом сохраняя штрих legato. Следить за плотным звуком, опёртым на дыхание, и за свободой гортани:

27. Канон на мотив известной народной песни «Со вьюном я хожу» можно исполнять разным количеством голосов в зависимости от уровня подготовки коллектива. Вступление каждой новой партии осуществляется через четыре такта. Разучивать песню поначалу надо всем вместе, выстраивая интонационно и ритмически. Особое внимание обратить на мелодический ход малой сексты и вводную VII ступень, а также на темп в припеве («Я не знаю, куда вьюн положить»), который необходимо твёрдо выдерживать, не торопиться в произношении слов. Следить за округлённостью гласных (например, в слове «со вьюном» хористы, как правило, исполняют сильную долю, четверть, утрированно открыто – «са вьюном»):


28. Освоить интонацию минорного лада помогут напевы знакомых песен: «Как пойду я на быструю речку» А. Попова, «Спят курганы тёмные» Н. Богословского, «Подмосковные вечера» В. Соловьёва-Седого, «Тонкая рябина». Все перечисленные песни начинаются поступенным движением минорного звукоряда, минорным трезвучием либо опеванием характерной терции. Руководитель имеет возможность объяснить участникам коллектива на конкретных примерах особенности интонирования минорного лада и на практике закрепить певческую интонацию этого лада. Все примеры отличаются распевностью их надо исполнять спокойно, связно. Следить за дыханием, расходовать его экономно. Отрывки брать небольшие, в два-четыре такта, чтобы хватило дыхания.


Похожая информация.