Ортодоксальные школы. История и происхождение йоги Философская школа йога кратко самое главное

  • Глава 3. Античная философия
  • 2. Натурфилософия и антропология древних греков
  • 3. Классическая древнегреческая философия
  • 4. Эллинистическая философия
  • 5. Римская философия
  • Глава 4. Средневековая философия
  • 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
  • 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Арабо-исламская философия
  • 4. Византийская и еврейская философия
  • Глава 5. Философия эпохи Возрождения
  • 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
  • Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
  • 3. Ренессансный платонизм
  • 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
  • Глава 6. Философия Нового времени
  • 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
  • 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
  • 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
  • Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
  • Общая характеристика французского Просвещения
  • Деистическая философия
  • 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
  • 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
  • Глава 8. Немецкая классическая философия
  • Общая характеристика немецкой классической философии
  • 2. Философия Канта
  • 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
  • 4. Философия Гегеля
  • 5. Антропологический материализм Фейербаха
  • Глава 9. Марксистская философия
  • 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
  • 2. Единство диалектики и материализма
  • 3. Диалектико-материалистическая теория познания
  • 4. Материалистическое понимание истории
  • 5. Философия марксизма и современность
  • Глава 10. Русская философия
  • 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
  • Философия русского просвещения XVIII в.
  • 3. Славянофильство и западничество
  • 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
  • 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
  • Глава 11. Современная западная философия
  • 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
  • 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
  • 3. Философский антропологизм
  • 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
  • 5. Философия постмодернизма
  • Часть 3. Современная философия
  • Глава 12. Бытие
  • 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
  • 2. Бытие и его структурные образования
  • 3. Понятие материи в философии
  • 4. Движение как способ существования материи
  • 5. Пространство и время как формы существования материи
  • Глава 13. Природа
  • 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
  • 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
  • 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
  • 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
  • Глава 14. Сознание
  • 1. Проблема сознания в философии и науке
  • 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
  • Сознание, его сущность, структура и функции
  • 4. Самосознание и его формы
  • Глава 15. Теория познания
  • 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
  • 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
  • 3. Основные уровни и формы познания
  • 4. Проблема истины в философии
  • Глава 16. Методология научного познания
  • 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
  • 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
  • 3. Методы эмпирического исследования
  • 3. Методы и формы теоретического исследования
  • Глава 17. Человек
  • Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
  • 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
  • 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
  • 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
  • Глава 18. Человеческое общество
  • 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
  • 2. Понятие человеческого общества
  • 3. Структура человеческого общества
  • 4. Полифункциональность человеческого общества
  • Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
  • Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
  • 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
  • Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
  • 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
  • 2. Общественное сознание, его сущность и структура
  • 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
  • Глава 21. Культура и цивилизация
  • Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
  • 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
  • Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
  • 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
  • Глава 22. Проблема ценности в философии
  • 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
  • 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
  • 3. Ценности личности и общества
  • 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
  • Глава 23. Философия глобальных проблем современности
  • 1. Философия и глобальные проблемы современности
  • 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
  • 3. Типология глобальных проблем
  • 4. Глобальные проблемы и будущее человечества
  • 2. Древнеиндийская философия веданта. (Веданта. Вайшешика. Джайнизм. Буддизм. Локаята. Йога)

    Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшая большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в Западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

    В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед, и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята), отвергающие авторитет Вед.

    Философия веданта.

    Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды, является веданта («завершение вед»), которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад ею заимствуется прежде всего учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего.

    Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира является Брахман – причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа (джива), которая вечна, безначальна и неуничтожима. «Вечность этой души постигается из священных текстов, поскольку нерожденность и постоянство природы свойственны неизменному брахману, могущему выступать как брахман и как индивидуальная душа». Душа – это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом.

    Мир явлений, согласно этому учению, который мы воспринимаем чувствами, есть кажимость, вызванная воздействием иллюзизий (майя) с их тремя ингредиентами качества (гумма). Причина кажимости кроется в незнании (авидья). Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), на основе которого познается, что мир – сплошной обман, а подлинной реальностью обладает Брахман-Атман (душа). Путь к постижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса, прежде всего медитации. Под последней понимается концентрированное размышление о скрытых проблема Упанишад. При этом ученик должен покорно следовать за учителем, посвященным в мудрость веданты. Он должен упражняться в постоянном размышлении над ее истиной до тех пор, пока не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа не свободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

    Философия джайнизма .

    Основателем джайнистского религиозно-философского учения считается Махавира Вардхама (VI в. до н.э.). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия – неживое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из атомов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джива вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (самсара). Однако во всем живом заключена одна душа и отсюда следует обет ахимса.

    Полное и окончательное разъединение дживы и адживы есть мокша, а их полное соединение является кармой. Джайнисты различали восемь карм, Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, а добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. Когда человек постепенно избавится от обеих карм, то освободится от пут самсары. Для этого еще при жизни необходимы правильные поведение, познание и вера.

    Характерной чертой системы джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения. К числу подобных правил относится ахинса, т.е. не нанесение вреда живому. Джайнистское понимание ахинсы логически вытекает из его метафизической теории потенциального равенства всех душ и признания принципа обратимости. Согласно этому принципу люди должны поступать по отношению к другим так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними.

    Довольно разработанной у джайнистов является теория познания. Они различают «шрути» – авторитарное знание и «мати», в котором участвуют память, опознание и вывод. От непосредственного познания отличается «сверхнепосредственное познание», когда душа (джива) не опирается ни на чувства, ни на ум. Абсолютное знание доступно лишь джинам – освобожденным душам.

    Составной частью джайнистского учения является представление о вечном космосе, в котором существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демоны, мучающие души грешников, средний мир наша земля, в более высоком мире обитают боги, а в самом высоком мире – джины. Именно им, отрицая существование бога, поклоняются джайнисты.

    Философия буддизма.

    Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-фило­соф­ское учение имело созерцательный характер и представляло собой естественный результат простого наблюдения. Центральное место в нем занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности. Вопрос о существовании внешнего мира устранен, так как нет возможности разделить мир внутренний и мир внешний. Внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Поэтому анализу подвергается только человек, видящий солнце, а не человек, солнце отражающий.

    Буддийское учение о бытии не требует для своего объяснения ни бога-творца, ни свободно творящих сознания и воли. Бытие рассматривается как динамическое существование мгновенных элементов (дхарм), находящихся в непрерывной казуальной, а, следовательно, «мучительной» связи. Каждый элемент – это единство объективного и субъективного. Естественно возникает вопрос: как на этой основе создать нравственность, адресованную любому страждущему? Избегая таких крайностей, как аскетизм и чрезмерное эмоционально-чувственное отношение к жизни, Будда находит свой, «срединный путь». Учение о пути нравственного спасения излагается им на общедоступном языке обыденных образов и понятий.

    В буддийской философии боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка, закону кармы, морального воздействия за прошлые добродетели или греховные поступки. Здесь отрицается не только бессмертие души, но и само ее существование. Она, как и тело, является процессом мгновенного взаимодействия конечных и изменчивых элементов бытия – дхарм. Все сущее есть движение дхарм, их мгновенное взаимодействие. Единственное средство постижения абсолюта – махаянистская философия, являющаяся развитием буддизма и провозглашющая интуицию святых. Ее представители полагали, что Вселенная духовна и управляется нравственными законами.

    В центре этого учения находятся «четыре благородные истины». Первая истина состоит в том, что существование человека неразрывно связано со страданием. К страданию ведут рождение, болезнь, старость, смерть, невозможность достичь желаемого и т.д. Согласно второй истине причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, привязанность человека к жизни, удовлетворение своих чувственных страстей. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды – такова третья истина. И, наконец, в качестве четвертой истины провозглашается путь к устранению страданий. Достижение полной невозмутимости и безразличие ко всему – это состояние нирваны, состояние сверхчеловеческого наслаждения.

    Благородный восьмеричный путь заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. В предписании к нему выделяются три основных этапа: познание, поведение и сосредоточение, которые раскрывают основное содержание ненасилия в буддийской этике. Совершенствование познания невозможно без морали, поэтому нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непринесение вреда окружающему.

    Таким образом, восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться очищением человека в свете истины.

    Философия локаята.

    Материалистическая линия в древнеиндийской философии была представлена прежде всего учением локаятиков-чарваков. Локаята означала философию этого мира, философию народа, поскольку в нем нашло отражение народное мировоззрение. Основателем этого учения считают Брихаспати. Локаятики подвергли критике мировоззрение Вед, отрицали жизнь после смерти, закон кармы и сансару, отвергали существование бога.

    Они сводили все сущее к четырем началам («махабхута»): земля, вода, воздух и огонь. Из сочетания махабхут состоит все сущее в мире. Соединяясь, они образуют живое тело, органы чувств и на их основе возникает сознание.

    Отрицая существование загробной жизни, локаятики говорили о необходимости пользования реальной жизнью. «Пока живешь, – утверждается в одном тексте, – живи радостно, ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в пепел, обратное превращение никогда не свершится». Смысл жизни они видели в счастье, а счастье понималось преимущественно как наслаждение. Поэтому, на их взгляд, человек не должен отказываться от удовольствий, доставляемых чувственными вещами.

    Локаятики отрицали сверхъестественное знание, авторитеты и разум как источник знания, а все знания выводили из органов чувств, из ощущений. Важно отметить, что оригинальность положений индийского материализма более отражена в негативных суждениях, нежели в позитивных. Это было обусловлено тем, что естествознание, к которому апеллировали представители этой философии, находилось еще в зачаточном состоянии.

    Философия йога .

    Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем которой был Патанджали (II в. до н.э.). Все восемь частей этой философии (яма – воздержание, нияма – самодисциплина, осана – сидение в позе, пранаяма – регулирование дыхания, пратьяхара – превращение деятельности чувств, дхарана – сосредоточенность, дхъяна – размышление и самадхи – прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде упанишад.

    Йога близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, включая учение о дуализме пракрити и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. В системе йога вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от пут кармы и сансары. В качестве абсолютного существа признается Ишвара.

    В йоге были разработаны способы «обуздания мысли», отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению ее представителей, отличие своего «я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль за дыханием и т.п. Поскольку йога ориентирована на конкретные психические вопросы, постольку центральной категорией является Чита, принимающая форму всех потенциальных психических состояний. Они непосредственно ненаблюдаемы, но все становятся известными и называются клеша. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.д. В систему предписаний входит также требование поклонение богу.

    Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

    Причины популярности йоги в современном мире

    Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

    Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

    Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

    Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

    Философия йоги (кратко)

    Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

    Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

    Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

    Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

    Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

    На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

    • карма-йога;
    • бхакти-йога;
    • джняна-йога;
    • мантра-йога;
    • хатха-йога и другие.

    Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

    Притча о спрятанной божественности

    Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

    Итак, притча о спрятанной божественности...

    По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

    Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

    Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

    древние находки

    Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

    Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

    Патанджали и его "йога-сутры"

    Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

    О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

    Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

    Свами Вивекананда: жизненный путь философа

    Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

    Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

    В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

    За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

    • "Карма-йога" (1896 год).
    • "Раджа-йога" (1896 год).
    • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

    Свами Вивекананда: философские воззрения

    Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

    Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

    "Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

    Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

    Йога-хатха: философия школы

    Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

    Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

    Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

    Дыхание - основа жизни

    Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

    Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

    Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

    Общие цели и задачи йоги

    Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

    К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

    Развитие йоги в России

    Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

    В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

    Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

    Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

    • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
    • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
    • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
    • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

    И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

    В заключение...

    Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

    Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

    Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

    Философия Древней Индии – кратко, самое главное. Это очередная тема из цикла публикаций по основам философии . В предыдущей статье мы рассмотрели . Как уже было сказано, наука философия возникла одновременно в разных концах мира – в Древней Греции и в Древних Индии и Китае приблизительно в 7-6 вв. до нашей эры. Часто философию Древней Индии и Древнего Китая рассматривают вместе, так как они очень связаны и оказали друг на друга большое влияние. Но все же, предлагаю историю философии Древнего Китая рассмотреть в следующей статье.

    Ведический период Индийской философии

    Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах, которые были писаны на самом древнем языке – санскрите. Состоят они из нескольких сборников, написанных в виде гимнов. Считается, что Веды составлялись в течение тысячи лет. Веды использовались для культового служения.

    Первые философские тексты Индии – это Упанишады (конец 2 тысячелетия до н. э.). Упанишады — это толкование Вед.

    Упанишады

    В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы.

    Упанишады - это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта».

    В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре , как круге страданий, который человеку нужно преодолеть.

    Философские школы (системы) Древней Индии

    С 6 века до нашей эры началось время классических философских школ (систем). Различают ортодоксальные школы (считали Веды единственным источником Откровения) и неортодоксальные школы (не признавали Веды единственным авторитетным источником познания).

    Джайнизм и буддизм относят к неортодоксальным школам. Йога и санкхья, вайшешика и ньяйя, веданта и миманса – это шесть ортодоксальных школ. Я указала их парами, потому что они являются попарно дружественными.

    Неортодоксальные школы

    Джайнизм

    Джайнизм основан на традиции отшельничества (6 век до н. э.). Основой этой системы является личность и состоит она из двух начал – материальной и духовной. Связывает их между собой карма.

    Идея перерождения душ и кармы привела джайнов к мысли о том, что все живое на Земле имеет душу – растения, животные и насекомые. Джайнизм проповедует такую жизнь, чтобы не навредить всему живому на Земле.

    Буддизм

    Буддизм возник в середине 1-го тысячелетия до н.э. Его создатель Гаутама, принц из Индии, который потом получил имя Будда, что в переводе означает пробужденный. Он разработал концепцию пути избавления от страданий. Именно это должно быть основной целью жизни человека, который хочет получить освобождение и выйти за пределы сансары, круговорота страданий и боли.

    Чтобы вырваться из круга страданий (войти в нирвану) нужно соблюдать 5 заповедей (Википедия) и заниматься медитацией, которая успокаивает ум и делает разум человека более ясным и не подверженным желаниям. Угасание желаний ведет к освобождению и избавлению от круговорота страданий.

    Ортодоксальные школы

    Веданта

    Веданта была одной из самых влиятельных школы индийской философии. Точное время ее появления не известно, ориентировочно — 2 в. до н. э. Завершение учения относят к концу 8 века н. э. Веданта основывается на толковании Упанишад.

    В ней основа всего Брахман, который един и бесконечен. Атман человека может познать Брахмана и тогда человек сможет стать свободным.

    Атман - это высшее «Я», абсолют, который осознает своё существование. Брахман - это космическое, безличное начало всего существующего.

    Миманса

    Миманса примыкает к Веданте и представляет собой систему, которая занималась объяснением ритуалов Вед. Стержнем считалась идея долга, которая представляла собой приношение жертв. Своей кульминации школа достигла в 7-8 вв. Оказывала воздействие на укрепление влияния индуизма в Индии и снижение значения буддизма.

    Санкхья

    Это философия дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Согласно ей, главной основой всего является материя. Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи. В ее основе был опыт и размышление человека.

    Санкхья и Йога связаны. Санкхья – это теоретическая основа для йоги. Йога – это практическая методика достижения освобождения.

    Йога

    Йога. В основе данной системы лежит практика. Только через практические упражнения человек может добиться воссоединеия с божественным началом. Таких систем йоги было создано очень много, и они пользуются до сих пор огромной известностью по всему миру. Именно она стала наиболее популярна сейчас во многих странах, благодаря комплексам физических упражнений, которые дают возможность быть здоровыми и не болеть.

    Йога отличается от санкхьи убеждением, что у каждого человека есть высшее личное Божество. При помощи аскетизма, медитации можно освободиться от пракрити (от материального).

    Ньяйя

    Ньяйя представляла собой учение о различных формах мышления, о правилах ведения дискуссии. Поэтому ее изучение было обязательным для всех, кто занимался философствованием. Проблемы бытия в ней исследовались через логическое постижение. Основная цель человека в этой жизни – освобождение.

    Вайшешика

    Вайшешика – это школа, родственная школе ньяйя. Согласно этой системе каждая вещь беспрерывно меняется, хотя существуют в природе и элементы, которые не подвержены изменениям – это атомы. Важная тема школы – классифицировать рассматриваемые объекты.

    Вайшешика основана на объективной познаваемости мира. Адекватное познание – это главная цель систематического мышления.

    Книги по философии Древней Индии

    От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. Чаттопадхьяя Д (2003 год). Профессор Калькуттского Университета на­писал эту книгу специально для европейцев, которые только начинают знакомиться с философией Древней Индии.

    Шесть систем индийской философии. Мюллер Макс (1995 год). Профессор Оксфордскою университета является выдающимся знатоком индийских текстов, ему принадлежат переводы Упанишад и буддийских текстов. На эту книгу ссылаются, как на фундаментальный труд по философии и религии Индии.

    Введение в индийскую философию. Чаттерджи С. и Датта Д (1954 год). Авторы излагают взгляды индийских философских школ кратко и простым языком.

    Философия Древней Индии – кратко, самое главное. ВИДЕО.

    Резюме

    Думаю, статья «Философия Древней Индии – кратко, самое главное» стала для Вас полезной. Вы узнали:

    • о главных истоках философии Древней Индии — древних текстах Ведах и Упанишадах;
    • о главных классических школах индийской философии — ортодоксальных (йога, санкхья, вайшешика, ньяйя, веданта, миманса) и неортодоксальных (джайнизм и буддизм);
    • о главной особенности философии Древнего Востока — о понимании истинного предназначения человека и его места в мире (более важным для человека считалось сосредоточение на внутреннем мире, чем на внешних обстоятельствах жизни).

    Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Йога или "Йодж", - соединять, обуздывать, фокусировать внимание.

    Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека. В индийской философии йогой называют одну из шести философских школ индуизма.

    Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде школ Йоги, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Автор «Йога-сутры» - Патанджали. Йог и философ, II в. до н.э. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

    Согласно Паранджами, йога -- это контроль изменений модификаций ума; древнее искусство, основанное на знании о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит йога к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает.

    Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити - духовная и материальная субстанции.(дух и материя)

    Пракрити (материя) - это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии материи заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

    Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он находится за пределами всей Природы. Пуруша - это высшая часть бытия. Его невозможно себе представить. Не стоит, однако отождествлять Дух с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Боги классической йоги лишь проявление Духа, но они не творят мир и не управляют им.

    При соединении с Духом и под его влиянием Материя изменяется. Следствия непрерывного изменения материи мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда - это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения.

    В отличие от материи Дух не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Дух называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

    Человек - это также результат соединения духа и материи.

    Теория освобождения - центральное учение в Йоге о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней.

    Освобождение - это разделение в человеке Духа и материи. Материя изменчива и недолговечна. Человек привязывается к определенным ее вариациям (семья, друзья, работа, хобби) или, например, отклонениям: лень, сомнение, безразличие, жажда чувственных удовольствий и т. д., которые ведут нас к неизбежным страданиям. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а стремления к привязанностям сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Таким образом, мы находимся в череде перерождений, вечно страдая в изменчивом мире Материи. Освобождение от страданий возможно путем достижения полного духовного бесстрастия, внутреннего отказа стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда человек приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга реинкарнаций и достигает абсолютного освобождения.

    Идеи йоги можно встретить во всех индийских философских школах, а также буддизме, даосизме и пр. В современном мире йога становится все более популярной. Однако, зачастую люди познают и увлекаются лишь методами Йоги, не зная ее философии.

    Основные школы Йоги

    1. Хатха-йога - учение, базирующееся на обретении физической гармонии, уравновешивание энергии инь и ян, которое осуществляется с помощью физических и психологических (медитации) средств. Это нижняя, но, тем не менее, очень важная ступень.

    2. Раджа-йога - буквальный перевод «Царица среди йог». Это не значит, что она предназначена только для царей, а просто подчеркивает её исключительный статус. Основная цель - контроль ума посредством медитации, а также осознание разницы между иллюзией и реальностью, достижение освобождения.

    3. Кундалини-йога - это мантры и медитации, физические упражнения, дыхательная практика, релаксация. Слово «кундалини» означает осознание и скрытые возможности этого самого осознания. Целью практики является пробуждение божественной энергии Кундалини.

    4. Аштанга-йога - дисциплина, состоящая из восьми ступеней (этапов). Можно сказать, что это - быстрая серия последовательных поз, техники дыхания и сосредоточения внимания.

    8 ступеней Аштанга-йоги

    Йама - соблюдение моральных заповедей;

    Нийама - внутренняя дисциплина, контроль, культура;

    Асана - достижения здоровья путем с помощью физических упражнений (поз);

    Пранаяма -дыхательные упражнения, обеспечивающие контроль над дыханием;

    Пратьяхара - управление чувствами;

    Дхарана - сосредоточивание мыслей;

    Дьяхна - медитации;

    Самадхи - нирвана, просветление (слияние с духом Вселенной).

    5. Айенгара-йога - основное внимание в данном виде йоги уделяется положению тела, для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Отличительной чертой является принятие определенных поз (асан), используя необходимые опоры. Для айенгара-йоги характерен индивидуальный подход к каждому практикующему, особое внимание и объяснения каждой позы.

    6. Сахаджа-йога - это метод медитации, с целью внутреннего баланса эмоционального, ментального и физического состояния человека. Сахаджа- йога основана на опыте самореализации (проявления своего духа), доступному каждому с рождения. Что дает сахаджа-йога: развитие человека; самоизлечение; развитие общества.

    7. Прана-йога - вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци. Пранаяма - четвертая ступень йоги.

    8. Агни-йога или Живая Этика. Религиозно-философское учение о жизни, являющееся синтезом древних учений, научных достижений, а также духовно-практического опыта человека. Это учение основанное русским художником Н.Рерихом и его супругой.

    Интересные факты о йоге:

    Йогой занимаются фридайверы. Уже через несколько занятий время, на которое они могут задерживать дыхание, увеличивается до 3 минут.

    Встречаются доказательства о том, что йогой занимались не только в Древней Индии, но и на местах древних цивилизаций Латинской Америки.

    Йоги обнаружили, что многие болезни человека происходят из-за неправильного дыхания и с ними можно справиться с помощью пранаяма-йоги.

    Движения, дающие релаксацию в йоге, помогают наладить работу нервной и сердечнососудистой систем, пищеварительного тракта и органов дыхания. Занятия йогой помогают сконцентрировать ум и внимание.

    йога индуизм хатха прана аштанга

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Йога как часть основы существующих ныне источников и повседневной жизни, одна из шести ортодоксальных школ философии индуизма; её присутствие в различных религиях, ритуальных практиках и эзотерических упражнениях. Ступени йоги и препятствия на ее пути.

      реферат , добавлен 06.02.2011

      Йога - совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма. Ее история, системы и основные направления.

      презентация , добавлен 28.02.2013

      Изучение основных положений философии йоги как одной из шести ортодоксальных школ философии индуизма. Психология йоги, этика йоги и место бога в системе йоги. Практические методы очищения и сосредоточения тела и ума для достижения освобождения природы Я.

      реферат , добавлен 25.12.2010

      Йога как совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма, история и направления развития данного учения, его цели и традиции, философия и главные проблемы.

      реферат , добавлен 26.02.2012

      Понятие индуизма как религиозной системы. Периоды развития индийской философии: ведический, классический, индуистский. Группы школ индийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные. Философские школы древней Индии: санкхья, йога, ньяя, вайшеншика.

      курсовая работа , добавлен 21.03.2012

      Философия эпохи сутр и эпического периода. Ведическое учение: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса и санкхья. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии). Особенности древнеиндийской гносеологии. Учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

      презентация , добавлен 03.11.2014

      Отличительные черты и представители философии Древней Индии. Характеристика философских школ ведического периода, системы йоги, как индивидуального пути "спасения" человека. Сущность философии буддизма. Анализ философских направлений Древнего Китая.

      реферат , добавлен 17.02.2010

      Отчаяние Арджуны. Обзор внутреннего психологического и духовного поля боя. Санкхья и Йога: космическая мудрость и метод ее достижения. Карма Йога: путь духовной деятельности. Высочайшая наука Богопознания. Освобождение посредством внутреннего отречения.

      книга , добавлен 08.04.2007

      Теософия - синтез мистического богопознания и рациональной философии, основные теории. История теософского общества в России; программа Е. Блаватской, "Тайная доктрина" - учение о новоевразийстве. Концепция культуры Н. Рериха, агни-йога или живая этика.

      доклад , добавлен 23.03.2011

      Древнеиндийская философия и ее школы. Духовный авторитет Вед. Ортодоксальные и неортодоксальные школы: веданта, миманса, йога и буддизм. Древнекитайская философия, ее тесная связь с мифологией. Важнейшие философские концепции: материализм и идеализм.

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


    ЙОГА - одна из шести ортодоксальных систем индийской философии ("йога" - от

    санскритского корня "Юдж" - "связывать", "соединять", "направлять",

    "сосредотачивать внимание", "употреблять", "применять"). Основная цель йоги

    Соединение души отдельного человека (дживатма) с Верховным вселенским

    Духом (Параиатмой). Йога была систематизирована Паганджали в его

    классическом труде "Йога-Сутра" (1 тыс. до н.э.), но своими корнями она

    уходит к эпохе создания ранних Вед и Упанишад, которые в свою очередь до

    этого передавались от поколения к поколению в устной форме.

    Восьмиступенчатая система йоги Патанджали носит название Ашганги-йоги и

    состоит из:

    1. Яма - общие нравственные требования.

    2. Нияма - самоочищение посредством дисциплины.

    3. Асана - поза.

    4. Пранаяма - ритмический контроль дыхания.

    5. Пратьяхара - отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних

    объектов.

    6. Дхарана - концентрация.

    7. Дхьяна - медитация.

    8. Самадхи - состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной

    медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом

    медитации Параматмой или Вселенским Духом.

    Первая ступень Атанга-йоги, называемая Ямой, по сути великие заповеди,

    истинные для всех религий, стран и времен. Они таковы:

    1. Ненасилие (ахимса) - не причинять страдание ни какому существу ни мыслью

    ни словом, ни делом

    2. Правдивость (сатья) - точно выражать испытанное, подбирая такое слова,

    которые приносят радость и пользу слушателю и ни в коем случае не причиняет

    боль (принцип ненасилия).

    3. Неворовство (астея) - не присваивать того, что принадлежит другому ни

    обманом, ни силой, ни каким-либо иным способом.

    4. Целомудрие (брахмачарья) - избегать все условия к действия, при которых

    рождается похоть. Сознание семьи и продолжение рода не запрещается, но

    половой акт должен быть исключительно ради зачатия детей.

    5. Нестяжательство (апариграха) - не какоплять богатство и предметы

    наслаждения лично для себя, а так же не принимать даров.

    Ниям, т.е. правил индивидуального поведение так же пять:

    1. Чистота (Шауча) - ежедневное (утреннее и вечернее) физиологическое,

    физическое и духовное очищение тела и среды обитания.

    2. Смирение (сантоша) - терпеливое, без жалобы, выполнение своего долга и

    обязанностей - смирение перед судьбой.

    3. Рвение или аскетизм (тапас) - сознательное стремление достичь

    окончательного единства с Божеством и исключить все желания, стоящие на

    пути к этой цели. При этом сознательно подвергать себя физическим

    неудобствам, терпеть природные условия приучать себя к различным лишениям,

    выполнять различные виды закаливания и воздержания.

    4. Самообразование (свадхья) - самостоятельное изучение духовной

    литературы, частое размышление над ней, повторение мантр (кратких молитв).

    5. Преданность Богу (Ишвара пранидхана) - посвящение своих действий и воли

    Богу, поиск защиты у Бога и упование только на него. Третьей ступенью йоги

    является асаса, то есть удобная и неподвижная поза, которой можно овладеть

    расслаблением всего тела и собранностью в безграничном. Асаны

    совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый

    мускул, нерв и железу организма. По мнению йогов, они помогают стать

    свободным от физических недомоганий и умственных раздражений.

    Эти первые три описанные выше ступени являются внешним поиском и носят

    название бахиранга садхана.

    Пранаяма представляет собой четвертую часть Аштанга-йоги, заключавщейся в

    сознательной модификации процесса дыхания и контролем над ним. Пранаяма

    состоит из трех частей: пурака (вдыхание), речака (выдыхание), кумбхака

    (задержка дыхания). Кумбхаке придается огромное значение, так как по теории

    йогов продолжительность жизни зависит от количества сделанных дыханий,

    следовательно для продления жизни нужно дышать медленнее или не дышать

    вовсе (задерживать дыхание). Кроме того, слово "прана" означает не только

    "вдох", "дыхание", но и "жизнь", "энергию", "силу", поэтому прана в теле

    отдельного человека считается частью космического дыхания Вселенского Духа.

    Практика пранаяны - это попытка согласовать индивидуальное дыхание с

    космическим.

    На пятой ступени, называемой Пратьяхарой, осуществляется контроль над

    чувствами. Все действия внутренние и внешние происходят, когда сознание

    соединяется с нервыми центрами или органами, с помощью которых человек

    воспринимает окружающий мир. Встречаясь в жизни с благами (добрыми) и

    приятными (эгоистическими) побуждениями к действию, человек чаще выбирает

    приятные и совершает неразумные поступки, приводящие, как правило, к

    плачевным последствиям. Когда сознание подчинено воле, оно не соединяется с

    центрами восприятия, и следовательно, чувства и желания становятся

    управляемыми. Тот, кто достиг способности по желанию соединять и

    разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил Пратьяхару.

    Пранаяна и Пратьякара помогают освободить чувства от порабощения объектами

    желаний. Эти две ступени считаются внутренним поиском (антаранга садхана).

    Следующая часть йоги называется Дхарана. На этом этапе надо научиться

    сосредотачиваться целиком не одном объекте или задаче, в идеале на этой

    стадии внешние и внутренние раздражители должны быть максимально успокоены.

    Упражнения в концентрации направляют сознание по внутреннему кругу

    психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого

    восприятия действительности. По мере прогресса ум становится все более

    сдержанным и целеустремленным.

    Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на каком-либо объекте,

    оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к

    этому объекту. Непрерывная Джарана называется Дхьяной, или седьмой ступенью

    Иоги Патанджали. Тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго, - все

    соединяется в объекте созерцания.

    Когда сила Дхьяны настолько напряжена, что возможно отбросить внешнюю часть

    восприятия и удерживать созерцание только на внутреннем смысле, наступает

    состояние Самадхи - последняя ступень и конечная цель йоги, при которой

    сознание подымается выше пределов самосознания и происходит единение с

    Верховным Вселенским Духом, во время которого переживается непрерывная

    радость и покой.

    Различает два состояния Самадхи: сабикальна и нирвикальна. На начальном

    этапе (сабикальна самадхи) сознание смешивается с Космическим Духом,

    жизненная сила извлекается из тела йога, кажущегося недвижимым, застывшим.

    Он вполне осознает состояние приостановленной "живости" тела. Когда же йог

    прогрессирует до более высоких состояний - нирвикальна Самадхи, то

    возникает возможность общаться с Богом безо всякой фиксации тела и в своем

    обычном бодрствующем сознании. То есть в состоянии сабикальна Самаджи все

    еще сохраняется некоторая отдаленность от объекта созерцания, в нирвикальпа

    Санажи полностью осознается собственная идентичность с ним.

    Дхарана, Дхьяна и Сабикальна Самадхи (три степени в ментальном усилии

    концентрации) по отношению к одному предмету составляют Самьяму.

    Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Три последние

    ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом и

    носят название духовного поиска (антаратма садхана).

    Основываясь на классической восьмиступенчатой системе Патанджали, йога

    развивалась в разных направлениях, что привело к многообразию школ и

    течений. К самым известным относятся: раджа-йога, хатка-йога,

    кундалини-йога, бхакти-йога, карма-йога, джнана-йога и т.д. Несмотря на то,

    что все восемь ступеней Патанджали являются основой для любой из выше

    перечисленных йог, каждая из них делает больший акцент на разных ступенях и

    имеет свой предмет концентрации. Но эти йоги не противоречат, не исключают,

    а напротив взаимодополняют друг друга. Поэтому целесообразно практиковать

    йогические упражнения различных направлений в комплексе.

    Раджа-йога считается высшей из йог. Только через нее можно достичь

    нирвикальна Самадхи. Это йога психических восприятий. Основная ее цель -

    познать свою внутреннюю природу, концентрируя сознания внутри себя. Таким

    образом ее метод - сосредоточение на внутреннем мире. Согласно учению

    раджа-йоги, весь внешний мир есть только грубая форма внутреннего, или

    тонкого. Внешний мир есть следствие, а внутренний - причина. Раджа-йога

    предполагает исходить от внутреннего мира, изучать внутреннюю природу и

    через нее управлять обеими и внутренней и внешней. Упражнениями в

    раджа-йоге можно развить зкстрасенсорные способности, но это не цель йога,

    а лишь побочный эффект. Только способный отречься от использования чудесных

    способностей достигает цели йоги - совершенного единения индивидуального

    сознания с Всеобщим Вселенским Разумом.

    Хатха-йогу называют лестницей для тех, что хочет подняться к высотам

    Раджа-йоги. Занимаясь физической стороной жизни, хатха-йога представляет

    собой фундамент для всех остальных видов йоги. Она является системой

    оздоровительных упражнений, состоящих из асан и пранаяны. Практика асан

    делает тело гибким, нормализует работу внутренних органов, укрепляет

    нервную систему. Во время выполнения асан тело йога принимает разнообразные

    формы, напоминающие те или иные творения Божии от простого растения до

    современного мудреца, что дает почувствовать собственное единство с

    бесчисленными формами проявления Вселенского Духа. Только после освоения

    асан можно переходить к пранаяме (дыхательным упражнениям). Прана в

    индивидуальною теле (как было отмечено выше) - это часть Вселенского Духа.

    Поэтому пранаяма направлена на гармонизацию индивидуального дыхания с

    Космическим дыханием. Занятия пранаяной не только значительно улучшают

    состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные

    стремления, помогают регулировки и успокоению ума, а так же концентрации

    его, что приводит к Самадхи, т.е. единению с Космическим Духом.

    Кундалиии-йога направлена на пробуждение высшей божественной энергии в

    человеческом теле. Она носит название "Кундалини". Это слово происходит от

    "кундала", означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия

    символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в три с половиной витка.

    Три витка представляют три состояния ума (авастха): бодрствувщий

    (джагрита), дремлющий (свапна) и глубоко спящий (сущупти). Существует и

    четвертое состояние (турья), совмещающее все остальные, и оно изображено

    последней половиной витка спирали. Это состояние достигается в Самадхи. В

    обычном состоянии Кундалини находится в нижней чакре Муладхаре. Чакры - это

    локализованные жизненные центры вдоль позвоночника. Основных чакр

    одиннадцать и высшая сахасрара находится в нервном сплетении в мозгу.

    Пробуждение Кундалини достигается волей и умом к сопровождается

    соответственным упражнениями.

    Пробужденную энергию нужно заставить подняться по сушуме (каналу в

    позвоночном столбе) от муладхара чакры к сахасраре. Это - аллегорический

    способ описания сублимации сексуальной энергии. После прохождения

    промежуточных чакр, когда кундалини достигает сахасрары, йог не ощущает

    своей индивидуальности. Он пересекает барьер времени и пространства и

    становится единым со Вселенной.

    Бхакти - Иога - это путь к Самадхи через мюбовь к Богу. Эта любовь

    подразумевает под собой любовь ко всему, что существует во Вселенной, ибо

    все это есть ничто иное как проявление Всевышнего. На подготовительной

    ступени огромное значение имеет поклонение личному Богу, присущее любой

    религии. Когда же бхакти-йог освобождается от всех привязанностей кроме

    любви к Богу он имеет право сказать, что все формы и символы, как помощь к

    осуществлению религии для него бесполезны. Он не замечает различий. В

    людях, в животных, в растениях, в солнце, в звездах - во всем он видит

    Всевышнего, и сам растворяется в предмете поклонения.

    Карма-йога считается йогой действия, а точнее - труда (здесь слово "карма"

    означает работа). Основная идея этой иоги - человек, живущий в обществе,

    должен работать, не ради накопления богатства, карьеры, либо еще каких-то

    собственных благ, а ради самой работы и пользы, которую она приносит

    другим. Йог должен отказаться от результатов своего труда, то есть хорошо

    выполнять свои обязанности, но не быть привязанным ни к занятию, ни к

    материальным вознаграждениям, которые она приносит. Путем бескорыстного

    труда и отказа от плодов своей деятельности достигается освобождение от

    эгоизма, ведущее к расширению личности и осознанию единства Мироздания.

    Джнака-йога - это йога разума, относящаяся к религии как к науке. Йог не

    имеет права верить вопреки разуму, поэтому он должен рассуждать. Исходя из

    того, что познание целого возможно через его части нужно искать первичные

    элементы, изучать их и стараться вывести основные принципы. Занимаясь

    детальной физиологией сенсорных, моторных и мозговых центров, джнана-йог

    старается понять механизмы восприятия. Осознавая ограниченность познания

    мира органами чувств, он пытается путем умственных усилий понять, что есть

    на самом деле время, пространство и причинность. Сосредоточением на этих

    глобальных проблемах достигается выход из узких рамок индивидуального

    разума и переход на новый уровень сознания, дающий понять истинную суть

    единой Вселенной и растворить свою личность в Океане Космического Разума.

    Все написанное позволяет констатировать, что йога - это древний научный и

    системный образ жизни, практикуемый для того, чтобы успешно организовать

    все энергии к способности человеческого существа, стремящегося достичь

    наивысшего экстатического общения с Космической Реальностью (или Богом).