История развития гимнастики в мире. История развития спортивной гимнастики

Спортивная гимнастика - это олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах, а также в опорных прыжках. В программу женского многоборья включены: вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и опорных прыжках. Программа мужского многоборья: вольные упражнения, опорный прыжок, а также упражнения на следующих снарядах: кольцах, коне, перекладине и параллельных брусьях.

Международная федерация гимнастики (англ. International Federation of Gymnastics, IFG) — федерация гимнастических видов спорта.

История возникновения и развития спортивной гимнастики

Гимнастика появилась в Древней Греции в 8 веке до нашей эры и представляла собой комплекс физических упражнений направленных на всестороннее развитие. Гимнастические упражнения служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх.

Когда появилась спортивная гимнастика?

В VIII веке до нашей эры.

После падения Римской империи гимнастика была забыта, но с утверждением на рубеже XIV-XV веков гуманизма, общественная мысль взяла вектор на всестороннее развитие личности, особое внимание при этом уделялось физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону - гимнастику.

В конце XVIII — начале XIX веков в Германии появилось течение филантропистов. В созданных ими школах, важное место заняла гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит и И. Гутс-Мутс. Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян. Параллельно с немецкой были созданы системы гимнастики во Франции, Швеции и Чехии.

Гимнастику официально признали видом спорта в 1896 г. после того, как включили её в программу первых современных Олимпийских игр. Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. впервые были проведены соревнования женщин.

Где появилась спортивная гимнастика?

В Древней Греции.

Правила спортивной гимнастики (кратко)

Как у мужчин, так и у женщин победители соревнований определяются на отдельных снарядах, в абсолютном первенстве и в командном зачете. Во всех видах, кроме опорного прыжка у женщин, спортсменам предоставляется только по одной попытке. В опорном прыжке у женщин подсчитывается средний балл по результатам двух попыток.

Каждый спортсмен сам определяет программу своих выступлений, она должна удовлетворять требованиям относительно типа и сложности упражнений.

Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Обычно соревнования по спортивной гимнастике проводятся на 7 снарядах:

Упражнения на брусьях . Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные и статичные элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, выполнять элементы над и под брусьями. Упражнения обязательно должны оканчиваться эффектным соскоком.

Женские упражнения на брусьях включают обороты вокруг верхней и нижней жерди, а также различные технические элементы, исполняемые над и под ними с вращением вокруг продольной и поперечной оси при помощи хвата одной и двумя руками. Правильное название женских гимнастических брусьев — разновысокие.

Вольные упражнения в гимнастике представляют собой комбинацию из отдельных элементов, а также их связок. Это могут быть сальто, кувырки, шпагаты, стойки и другие элементы. Судьи оценивают сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистоту и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена. Время выступления ограничено: 1 минута 10 секунд у мужчин и полторы минуты у женщин.

Чем отличается спортивная гимнастика от акробатики?

Акробатика - это вид спорта, который включает в себя различные прыжки, перекаты, вращения тела с опорой и без. Спортивная гимнастика дополнительно включает в себя упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения на коне представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах представляют собой комбинацию маховых и силовых элементов на специальном подвижном снаряде в виде двух деревянных колец на специальных тросах. Выполнение упражнений обязательно заканчивается соскоком.

Опорный прыжок выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры в виде прыжкового коня. В этом упражнении оценивается высота и дальность прыжка, его сложность, чистота исполнения и приземления.

Упражнения на перекладине представляют собой комбинацию из вращательных элементов вокруг перекладины с поворотами и без, а также элементов с отпусканием рук. Спортсмен не имеет права касаться грифа телом. Выступление обязательно заканчивается соскоком.

Упражнения на бревне представляют собой единую композицию из динамичных и статичных элементов, исполняемых стоя, сидя и лежа на специальном снаряде. Продолжительность выступления не должна превышать полторы минуты.

Как называются снаряды в спортивной гимнастике?

Разновысокие и параллельные брусья, перекладина, конь, гимнастический мостик, кольца, бревно, гимнастический ковер.

Правила судейства в спортивной гимнастике

Выступления гимнастов оценивают главный судья и восемь судей, «обслуживающих» тот или иной снаряд. Двое из судей оценивают сложность упражнений, а другие шесть оценивают технику. Судьи, оценивающие сложность программы и судьи, наблюдающие за техникой исполнения, выносят оценки независимо друг от друга: лучшая и худшая из них не учитываются, а из оставшихся четырех выводится средний балл.

Гимнастика - система упражнений, которая сложилась в Древней Греции еще до нашей эры. Существует две версии происхождения этого слова. Первая - «гимназо», что в переводе означает «тренирую» или «обучаю». Вторая: «гимнос» - «обнаженный», так как физическими упражнениями древние греки занимались без одежды.

В то время гимнастика включала в себя военные верховую езду, ритуальные танцы, плавание. Сюда же входили и те, которые проводились на Олимпийских играх: бег, борьба, прыжки, кулачный бой, метания, езда на колесницах.

История возникновения гимнастики

Способствовало развитию схоластики, мракобесия, аскетизма, вследствие чего гимнастика (как и прочие достижения античного искусства и культуры) была забыта. В XIV-XV вв. утвердился гуманизм. Общественная мысль была направлена на защиту достоинства и свободы, всестороннего развития личности, особое внимание уделялось и физическому здоровью. Только тогда люди вновь обратились к античной культуре и постепенно стали внедрять в систему воспитания и его физическую сторону - гимнастику.

Значимое место в ее развитии занимают научные работы и произведения писателей, философов, врачей. Например, сочинение итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики», романы писателя труды Песталоцци (швейцарский педагог), Жан-Жака Руссо (французский просветитель, философ).

В XVIII - начале XIX в. в Германии появилось течение филантропов, которые создавали школы с уклоном на - гимнастику. Упражнения были разработаны Г. Фитом и И. Гутс-Мутсом. Они же и преподавали.

Немецкий гимнаст Ф. Л. Ян разработал систему «турнен». Сюда входили упражнения на турниках, кольцах, перекладине, брусьях, коне. Так завершилась древняя история возникновения гимнастики. Фото одного из представителей современного спорта размещено ниже.

Гимнастика как вид спорта

В 1817 году учениками Ф. Амороса стали проводиться состязания перед публикой в Париже. В 1859 г. были предприняты попытки возрождения Олимпийских игр. Так началась история возникновения гимнастики как вида спорта.

Еще ученики Ф. Яна и М. Тырша мерялись силой, соревновались в упражнениях. Однако признали гимнастику видом спорта только в 1896 г., когда ее включили в программу Олимпийских игр. В основу первых соревнований входили упражнения на снарядах. В 1932 г. были добавлены толкание ядра, лазание по канату.

История возникновения гимнастики рассказывает о том, что долгое время в Олимпийских играх участвовали мужчины, и только с 1928 года - женщины. Поначалу - в командных соревнованиях, а со временем и в одиночных.

Как создавалась международная федерация

В 1881 г. была создана Европейская ассоциация. В состав входили Бельгия, Франция, Нидерланды. Она быстро расширялась, и в 1897 году реорганизовалась в Международную федерацию гимнастики (ФИЖ). На сегодняшний день в ее составе 122 страны. Она же, в свою очередь, является членом Генеральной ассоциации международных спортивных федераций и признана МОК (Международным Олимпийским Комитетом). В состав ФИЖ входят исполнительный, технические комитеты по спортивной гимнастике, аэробике, комиссии по акробатике, прыжкам. Их члены избираются раз в четыре года.

Современность

Первые мировые чемпионаты по спортивной гимнастике стали проводить в 1903 году. Спортсмены соревновались как в групповом, так в личном первенстве. До 1996 года участники выполняли как обязательные упражнения, так и произвольные. Затем в программе оставили только последние.

Спортивная гимнастика, история возникновения и развития которой уходит далеко в древность, в современном мире возродилась в Европе. Чемпионаты Европы среди мужчин стали проводиться в 1955 году, а среди женщин - в 1957 г. Разыгрывалось личное первенство. С 1994 г. - еще и командное.

В Люксембурге в 1982 году был собран конгресс, на котором приняли решение о создании Европейского гимнастического союза. Он занимался развитием, совершенствованием, распространением гимнастики в странах Европы. Как показывает история возникновения гимнастики, этот увлекательный, прекрасный вид спорта был представлен не только на Олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира, но и на международных турнирах, континентальных соревнованиях.

Бодибилдинг

Физические упражнения с отягощениями (гири, гантели, штанги) - это история возникновения которой начинается в IV веке до н. э. Цель - укрепление здоровья, развитие мускулатуры.

Для участия в соревнованиях в Древней Греции допускались атлеты, которые поднимали тяжелый груз. Были разработаны специальные упражнения с гимнастическими элементами. Сначала они имитировали процесс труда, боевые действия. Со временем занятия спортом стали проявлением культуры. В XIX-ХХ вв. выпускается множество пособий с описанием упражнений для развития мышечных групп с отягощением. Появляется интерес к мускулистым, сильным людям. Стали проводиться первые чемпионаты среди гиревиков, борцов.

Атлетизм в России

История возникновения гимнастики тесно связана с именем медика В. М. Краевского. В 1885 году он организовал любительский кружок по атлетике. Двенадцать лет спустя в Петербурге открылось первое общество. Но после 1917 года атлетизм отходит на второй план. Стремительно развиваются другие силовые виды спорта.

Путь развития атлетической гимнастики в России был трудным. По идейным соображениям культуризм считали вредным занятием, но в 1987 году тяжелоатлет Ю. П. Власов создал Всесоюзную федерацию атлетизма.

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства.

1. Гимнастика у древних народов.

Физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись людьми еще в глубокой древности. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями: продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползанием, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.
За много тысячелетий до нашей эры широко применялись физические упражнения: с лечебной целью (Китай), в виде специальной «дыхательной» гимнастики (Индия), при отправлении религиозных церемоний (Египет, Крито- Микенская культура). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения использовались, как подготовительные при обучении борьбе.

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета древне-греческой (эллинской) культуры в восьмом веке до нашей эры. Занятия физическими упражнениями у древних эллинов проводились в специальных заведениях «гимнасиях». Занимались эллины в обнаженном виде (по древне-гречески «гимнос» - значит обнаженный). Уже в то время эллины подразделяли физические упражнения, используемые с различной целью, на две группы:

· Агонистика - упражнения, применяемые для подготовки к соревнованиям;

· Гимнастика - упражнения, используемые с целью общего физического развития.

Преемниками древне-эллинской культуры стали древние римляне. Они ввели снаряды для лазанья (для обучения преодолению препятствий), деревянный конь (для обучения приемам верковой езды) и, по некоторым данным, деревянный стол для прыжков. Необходимо также отметить, что римляне широко использовали различные акробатические упражнения, которые в то время достигли довольно высокого технического уровня благодаря искусству странствующих артистов-акробатов, пользовавшихся большой популярностью в широких народных массах.

Таким образом уже в древние времена начали определяться особенности современной гимнастики. Занятия физическими упражнениями, а следовательно, и «гимнастическими» в те времена были доступны только представителям господствующих классов. Рабы и простой народ к этому не допускались.

2. Гимнастика в средневековье.

В средние века, с появлением христианства, когда церковь и феодальная знать заключили тесный союз для защиты своих экономических и духовных интересов гимнастика подверглась ожесточенным нападкам католической церкви. Забота о человеческом теле счиалась делом греховным. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви. Кроме этого, ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному.

Уступка была сделана только феодалам. Они занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов. Таким образом, средства физического воспитания продолжали все-таки совершенствоваться в двух направлениях:

· широко распространенные рыцарские турниры - развитие верховой езды и фехтования (Боевые действия воинов, вооруженных тяжелыми доспехами, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия; сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне);

· искусство странствующих артистов-акробатов.

3. Создание национальных систем гимнастики.

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что было обусловлено общественными запросами. Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики:

· атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);



· гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

· прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).

3.1. Немецкая система гимнастики.

Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 – 1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Ян создал свою систему, в которую входило 24 группы упражнений. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников - «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «тур-нен».

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858). В 1840 г. он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.

3.2. Шведская система гимнастики.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. Основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839).

В 1813 г. в Стокгольме был открыт специальный институт, в котором П. Линг начал создавать национальную систему гимнастики. В основу ее он положил гигиенический принцип: укрепление здоровья, развитие организма человека. В основу методики шведской системы гимнастики П. Линг положил анатомический признак - подбирать упражнения для развития отдельных частей тела (мышц рук, ног, брюшного пресса, спины). Предусматривалась четкая дозировка физической нагрузки. С этой целью были введены новые снаряды: шведская (гимнастическая) стенка, гимнастическая скамейка, канаты и др.

3.3. Французская система гимнастики.

Полковник Аморос (1770-1848 гг.), один из приверженцев Наполеона, считается создателем французской системы гимна­стики. Главным мотивом его системы была подготовка закаленного воина, способного переносить тяжелую физическую нагрузку и преодолевать опасности. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы).

Проводя урок, он не придерживался определенной схемы, а установил лишь общие принципы:

· упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты;

· проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным;

· на занятиях учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

Изменяя скорость, направление и амплитуду движений, можно усилить или ослабить действие одного и того же упражнения. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию навыков правильного дыхания. Это была первая попытка своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались и в русской армии.

3.4. Сокольская система гимнастики.

Основателем сокольской системы гимнастики был профессор Пражского университета М. Тырш (1832-1884 гг.). Сокольская система по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. М. Тырш стремился к тому, чтобы упражнения были красивыми и привлекательными (ведь М. Тырш был профессором эстетики).

Для нее характерны:

· выполнение упражнений с вытянутыми носками и пальцами рук, прямолинейность и резкость движений;

· выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах в виде комбинаций, причем особое внимание обращалось на красоту переходов из одного положения в другое и положения тела во время пауз (в вольных упражнениях особенно);

· прыжки, так же как вольные упражнения и упражнения на снарядах, должны выполняться точно и красиво.

Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике. Также была разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каж­дое упражнение называлось одним-двумя словами, чтобы было удобно. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.

4. Гимнастика в дореволюционной России и в СССР.

4.1. Гимнастика в дореволюционной России.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В. Суворов. Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде.

До середины XIX в. царское правительство серьезного значения гимнастике не придавало, и лишь после Крымской войны (1853-1856 гг.) она вводится как обязательный предмет обучения солдат. Сначала в гвардейском и гренадерском корпусах, а затем во всех воинских частях.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый и педагог П.Ф.Лесгафт (1838-1909). Он является первый создатель отечественной системы гимнастики.
П.Ф.Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе. Его методические требования сводились к следующему:

· цель физического образования заключается во всестороннем гармоническом развитии личности;

· выбор применяемых упражнений должен определяться педагогическими задачами физического воспитания;

· при подборе упражнений должны учитываться возрастные и другие особенности учащихся и сами упражнения должны быть естественными;

· в занятиях должен соблюдаться принцип постепенности и последовательности;

· физическое образование учащихся должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием.

Первые соревнования по гимнастике, организованные в Москве Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 г. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 г. гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX - начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

4.2. Гимнастика в СССР.

В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е годы связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. В 1918 г.был создан Всевобуч - организация, которой партия поручила подготовку резервов для Красной Армии. Работники Всевобуча под руководством Н. И. Подвойского широко использовали гимнастику для боевой и физической подготовки молодежи.

Первый чемпионат страны прошел в 1928 г. (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х годов создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 г. было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, - на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина.

В 1949 г. Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 г. советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них - золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

5. Развитие гимнастики в Республике Беларусь.

На Беларуси спортивная гимнастика развивается с 1920 года. С 1889 занятия гимнастикой включались в учебные программы учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки – в школьные программы.
В 1909 в г. Гродно было образовано гимнастическое общество «Сокол». В 1910–1914 в г. Вильня, Гродно, Могилев, Слуцк и др. проходили гимнастические праздники учащейся молодежи.
На начало 1914 насчитывалось 50 спортивных организаций. В 1920–1921 годах в отделах Всеобуча проходили занятия по гимнастике на отдельных снарядах.
Первенство Беларуси по спортивной гимнастике впервые проведено в 1927 (среди мужчин).
I Всебелорусский зимний гимнастический праздник состоялся в 1933.
Наиболее интенсивно спортивная гимнастика развивается с начала 1950-х. В 1960-х сформировалась белорусская женская гимнастическая школа (тренеры В.Д. Дмитриев, Р.И. Кныш и др.), которая повлияла на развитие спортивной гимнастики в СССР и других странах. Затем сформировалась и мужская сборная гимнастическая школа (тренеры Р.С, Ваткин, В.В. Дойлидов и др.). На Беларуси проводились крупнейшие международные турниры по спортивной гимнастике, в том числе и чемпионат Европы (1971). Белорусские гимнасты начали участвовать в Олимпийских играх с 1960 года в г.Риме. Первым серебряным призёром в спортивной гимнастике стал Николай Милигуло.

Среди белорусских гимнасток наиболее известны Т. Аржанникова, С. Баитова, С. Богинская, Е. Волчецкая, Н. Ким, В. Корбут, А. Кошель, Т. Лазакович, Л. Петрик, Е. Пискун, Е. Полевая; среди мужчин – Ю. Балабанов, В. Волынчук, И. Иванков, А. Кан, Д. Касперович, А. Кружилов, А. Малеев, Н. Милигуло, И. Павловский, В. Рудницкий, Д. Савенков, А. Синкевич, А. Тумилович, А. Шостак, В. Щербо, В. Щукин и др.

Список литературы:

1. В.В. Столбов, книга / Физическая культура и спорт в XVIII в. и первой половине XIX в. / В.В. Столбов, История и организация физической культуры и спорта. - М., 1982. - 68 - 70 с.

2. В.В. Столбов, книга / Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в. / Столбов В.В., История и организация физической культуры и спорта. - М., 1982. - 77 - 79 с.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. – М., «Радуга» 1982.

4. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

5. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорт. Оренбург, 1997

История развития гимнастики необычайно богата. Гимнастика как одно из средств физического воспитания имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще за 3000 лет до нашей эры. Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры. Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую)- система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. Гимнастикой занимались давно. В Китае известна гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. В Индии занимались нам всем известной йогой. Высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где высоко ценилось её воспитательное значение. Танцы в Греции были теми телесными упражнениями, на которых воспитывалось юношество. Пляски у греков всегда предполагали совершенствование здорового сильного тела. Культ человеческого тела привёл к культу пластических линий и форм, к обожанию танцев.

Гимнастика развивает все пять физических возможностей человека – силу, выносливость, скорость, координацию и гибкость. Гимнастика служит для укрепления здоровья, гармоничного развития человека, его физического совершенствования. Гимнастика может воздействовать как на весь организм в целом, так и на отдельные органы и системы. То есть, по большому счету, под обозначение «гимнастика» мы можем подставить какие угодно физические упражнения. Однако же гимнастика имеет весьма четкое подразделение. Для сохранения здоровья, молодости и красоты, достижения физического совершенства необходим индивидуальный подбор упражнений для разных частей тела, например, гимнастика кистей рук, гимнастика плечевого сустава, гимнастика глаз и т. д. Кроме того, существует так называемая "вспомогательная" гимнастика, которая, в свою очередь, подразделяется на спортивно-вспомогательную (помогающую спортсменам добиваться больших успехов в том или ином виде спорта), производственную и лечебную (применяемую при ряде заболеваний).

Гимнастика - это не только физические упражнения, не только способ помочь организму перейти от сна к бодрствованию, к активной деятельности. Гимнастика - это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день. Каждое упражнение не только дает специальную нагрузку на мышцы, не только улучшает кровообращение, обмен веществ, но и влияет на ту или иную функцию организма. Необходимо помнить, что, делая гимнастику, надо как бы формировать свое самочувствие, четко осознавать смысл и функциональное назначение каждого движения. Обязательно каждое утро делайте гимнастику!

Принято думать, что местом возникновения является древняя Греция. Однако здесь речь скорее идет о сформированной древними греками концепции физического воспитания. Самостоятельные гимнастические элементы и комплексы появились задолго до н.э. Например, в Китае издавна уделяют особое внимание развитию равновесия, растяжки и силы. В древней Греции гимнастикой называли физическую культуру в целом. В нее входили борьба, атлетика, верховая езда, гиревой спорт, бег, плавание и т.д. Даже являясь соперниками в философских вопросах, Гомер и Платон сходились во мнение о том, что регулярные и тренировки способствуют как физическому, так и умственному здоровью.

Существуют две теории происхождения термина «гимнастика»:

Не всегда и не во всех культурах гимнастика считалась благом. Так первые христиане называли гимнастические упражнения сатанинским занятием. Они считали, что в этом случае человек создает себе культ тела и не развивается духовно. В 4 веке физическое воспитание с элементами гимнастики в Христианстве было под строгим запретом.

Древнеримская история возникновения гимнастики содержит информацию о прототипах современных спортивных снарядов. Подобие гимнастического коня римляне применяли для обучения навыкам езды верхом.

Новый виток интереса и повышенного внимания к гимнастике начинается в Европе по времена Ренессанса. Выдающиеся деятели того времени называют гимнастику великолепным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека.

В Европе интерес к гимнастике, как системе упражнений, появляется во времена Ренессанса.

С течением временем римляне разработали теорию гимнастики и описали основы европейского физического воспитания. Временем формирования первых элементов в Европе можно считать 16-17 века. Именно тогда было очень модно заниматься «вольтижировкой». Это акробатические упражнения, сложные прыжки, лазания по канату, элементы на координацию и т.п.

История развития гимнастики в Европе

Германия стала родиной возникновения современной спортивной гимнастики. Немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян в конце 18 — начале 19 веков разработал систему физического национального развития и основал первое в Европе спортивное гимнастическое сообщество. В начале 1800-х он основал первую школу гимнастики, а также в соавторстве со своим учеником Эрнстом Айзеленом издал книгу. В этой книге он называет физические занятия неотъемлемой частью общеобразовательного процесса и становления личности и приводит примеры и правила выполнения многих гимнастических упражнений. Примерно в это же время начинают проводиться первые соревнования гимнастов.

По примеру Германии другие европейские страны стали разрабатывать национальные системы не только общеобразовательного, но и физического образования. Общий набор гимнастических упражнений включал прыжки и элементы с использованием снарядов. Вольные выступления в те времена не признавались гимнастикой. Они вошли в гимнастическую систему гораздо позже.

Первыми последователями Германии стали Швеция, Французская Республика и Чехия. Постепенно подтягивались и другие страны.

Именно в шведской современной гимнастике впервые было уделено внимание вольным упражнения и соревнованиям. История гимнастики 19 века была отмечена явным противоборством между немецкой и шведской школами. Немцы предпочитали силовые элементы на гимнастических снарядах, шведы продвигали вольные выступления. В это время постоянно менялись требования к набору гимнастических элементов и правила их выполнения.

В середине 19 века появляются первые спортивные залы в помещениях, начинают проводиться первые официальные состязания. Гимнастика становится общепризнанным видом спорта. Начиная с середины 19 века не только в Европе, но и в Америке отмечается невероятный «гимнастический» ажиотаж.

Следующие 100 лет можно назвать гимнастической эрой. Изначально программа состязаний, требования к оценке и месту проведения очень сильно отличались от современных. В основном состязания проходили под открытым небом, очень сильно разнились размеры и вид снарядов, сборным разрешалось привозить и выступать на собственном «оборудовании».

В период до II мировой войны самые успешные спортсмены представляли Германию, Швецию, США, Чехословакию. Эру в целом и гимнастики в частности прервала война.

В 50-х годах 20 века яркими выступлениями на соревнованиях выделялись японские гимнасты и представители Советского Союза. Спортсмены этих стран стремительно ворвались в гимнастическую элиту и оставили в ней значимый след. Невероятная Полина Астахова на трех олимпийских играх подряд взяла 5 золотых медалей. После раскола СССР сильные школы сохранились в Украине, Беларуси и России.

Международная федерация гимнастики (IFG)

В бельгийском Льеже в 1881 году состоялся конгресс, посвященный развитию спортивной гимнастки. Бельгиец Н. Куперус предложил создать Европейскую гимнастическую ассоциацию, призванную объединить Бельгию и соседей. Ассоциация разрабатывала требования и правила соревнований, принципы выставления оценок и т.п. С течением времени к ассоциации присоединились многие страны Европы, а в 1921 году – страны остального мира. Именно тогда она изменила название и стала именоваться Международной федерацией гимнастики.

Помимо Международной федерации существует Европейский гимнастический союз (UEG). Он был организован в 1982 году. Союз проводит независимые Чемпионаты Европы.

Штаб-квартира Союза, объединяющего 46 стран, находится в Лозанне. UEG организовывает чемпионаты Европы, фестивали и другие мероприятия.

Ни одни летние Олимпийские игры не обходятся без гимнастических дисциплин. Современную гимнастику по праву называются одним из самых зрелищных и захватывающих видов спорта.