Николай Черный и Сергей Ковалев о фильме «Эверест. "Эверест": подробности захватывающей истории, ставшей основой для фильма Несоблюдение жесткого графика подъема-спуска

Сходили на фильм "Эверест", двойственное ощущение. С одной стороны просто замечательно, что вышла еще одна лента про горы и Эверест, с качественными съемками. С другой стороны - есть доля негатива из-за того, как-то не очень корректно и однобоко показана экспедиция «Горное безумие», а конкретно: Скотт Фишер и Анатолий Букреев.
Всем, кто не читал книги и хочет просто немного поромантизировать на тему высотных восхождений, фильм должен понравиться.

Для непредвзятого восприятия фильма, советую перед просмотром прочитать обе книги и «Восхождение» Букреева и «В разреженном воздухе» Кракауэра, тогда вы сможете адекватнее и полнее воспринимать события, показанные в фильме, сформировать свою собственную точку зрения.

Мне понравилось:
1. Съемки в горах - отличные. Есть просто фантастически-красивые кадры, до мурашек по коже. Величие Гималаев не перестанет восхищать никогда.

2. Технически восхождение показано как-то просто, но со вкусом. Не претендую на объективность, есть много людей, кто не один раз поднимался на Гору, а мой максимальный предел на треке – 5000 метров.

3. Линия про семью Бека. Неоднократно ощущала на себе, что когда кто-то думает о тебе, молится, очень хочет, чтобы все сложилось, это придает силы и иногда приводит к чудесному спасению. Всегда вспоминаю, как в Намибии на Берегу скелетов, мы завязли на джипе в песке вне зоны видимости с дороги. Учитывая, что места пустынные, и всего за сутки через парк проехало только 20 авто, две машины из них согласились помочь нам. Я уверена, что только мамина поддержка ментально, невидимо и мощно вытащила нас тогда из беды.
4. Факт про спасение людей Анатолием Букреевым присутствует в фильме, хотя на нем и нет акцента. Конечно, куда проще раскручивать линию с Робом Холлом и его беременной женой или Беком, который оказался физически не готовым к восхождению.

Не понравилось:
1. Экспедицию «Горное безумие» и, конкретно, Скотта Фишера представили в убогом, невыгодном свете. Сам руководитель, какой-то сумасброд, который ведет себя эксцентрично и относится к работе безответственно. Гид и руководитель пьют прямо перед восхождением. Хотя бы из дани уважения к альпинисту, можно было просто технически обозначить недостатки экспедиции, откуда такое упоение и желание очернить? Чтобы быть объективными,нужно отметить, что Скотт Фишер – был грамотным и профессиональным альпинистом, первым из американцев взошел на Лхоцзе, неоднократно участвовал в спасательных операциях в горах, и это была не первая его коммерческая экспедиция. Почему же он так субъективно представлен в фильме? Зачем сделали из него легкомысленного босса, который гонится только за славой?

К тому же, анализируя исходы экспедиций, становится явно, что, может Скотт и мог бы еще больше обезопасить клиентов, но, в принципе, жертв в их команде практически нет.
Выдержка из Википедии:
«Исход экспедиций оказался таков:
В экспедиции Скотта Фишера погиб только сам заболевший Фишер, замёрзший при спуске (его тело через день нашёл Букреев), а все шесть клиентов (также датчанка Лин Гаммельгард и Клев Шенинг, которых вывел Бейдлман), два инструктора - Бейдлман и Букреев - и четыре шерпа взошли на вершину и вернулись живыми.
В экспедиции Роба Холла погибли сам Холл и его старый клиент Дуг Хансен, замёрзшие при спуске с пика, инструктор Энди Харрис, вернувшийся им на помощь с Южной вершины, куда он уже сопроводил Кракауэра, и клиентка Ясуко Намба (47 лет), которая отстала от группы в кромешной тьме и метели недалеко от лагеря IV (Букреев нашёл её через год и извинился перед японцами, что не смог её спасти). Живы остались побывавшие на пике инструктор Майк Грум, два шерпа, и журналист-альпинист Джон Кракауэр, написавший книгу об этой трагедии. Также остался жив клиент Бек Уэзерс (50 лет), которого дважды оставляли на склоне горы, считая, что он замёрз, но он выжил, остался инвалидом и потом написал книгу «Брошенный умирать» (англ. Left for Dead, 2000).»

Понятно, что дело в нанятом гиде Анатолии Букрееве, который сделал невозможное: после штурма вершины, без помощи и поддержки шерпов, смог вытащить с горы троих своих клиентов.
Понравилась фраза из Вики:
Как сказал позднее (в мае 1997) в авторской колонке на страницах The Wall Street Journal известный американский альпинист Гален Ровалл: «Пока господин Кракауэр спокойно спал, а никто из гидов, клиентов или шерпов не нашел в себе мужества покинуть лагерь, Букреев в одиночку несколько раз выходил наверх. Ночью, на восьмикилометровой высоте, он шел сквозь бушевавшую снежную бурю и спас троих альпинистов, уже стоявших на краю смерти..."
2. Букреев по фильму просто набор голливудских клише русского человека. Сильный, немногословный, много пьет и плохо говорит по-английски, играет на аккордеоне… Искаженный штампами взгляд, так зритель больше поверит.
3. Слишком много мелодраматичных разговоров с Базовым лагерем. Не очень это получилось у создателей фильма.

В общем фильм по тематике на "5" баллов, по реализации на "3" из-за однобокости и очернения погибшего Скотта Фишера, непорядочно это как-то получилось.
Для себя открыла интересное, что есть еще некоторые книги участников экспедиций на английском о тех событиях, выписала в свой лист поиска:

Бек Уизерс "Оставленный умирать"
- Лин Гаммельгаард "Взбираясь ввысь"
- книга писателя Роберта Биркер " Горное безумие", посвященная Скотту Фишеру.

Люди не должны умирать в горах, но все-таки смерть на Эвересте не самая худшая участь....

Когда Бек обессиленно упал, товарищи его оставили умирать. Лежа на морозе, на немыслимой высоте склона Эвереста, он был в сознании, но тело его было сковано обморожением и навалившейся усталостью. Его посчитали мертвым, тем самым начав отсчет жертв страшной трагедии на Эвересте в мае 1996 года, в которой погибли 15 человек. Но несмотря ни на что Бек выжил, и когда он ЧЕРЕЗ ПОЛТОРА СУТОК внезапно появился в четвертом базовом лагере, это стало настоящим шоком – Бек Уизерс воскрес из мертвых.

После учебы он начал врачебную практику в своем штате Техас, а в 1996-м Бек, которому было тогда 49 лет, стал одним из множества альпинистов, совершавших восхождение на Эверест. Он пошел в составе группы под руководством опытного новозеландского альпиниста Роба Холла (Rob Hall), который, увы, никогда не вернулся из этой экспедиции, как не вернулось и еще 14 человек, ставших жертвами капризной и грозной горы. Экспедиция была чисто коммерческой, и восхождение на вершину было для многих людей очень важно – одним из них был и Уизерс. Так, когда поднялся сильный шторм, было ясно, что лучше отложить восхождение, но люди просто рвались к вершине, и когда ветер обманчиво ослабел, Роб Холл принял решение идти наверх. Это было огромной ошибкой.

Бек Уизерс начал внезапно слепнуть – так сказывалась на его глазах высота и разряженный воздух. Было невероятно холодно, кислород заканчивался, и восхождение превратилось в настоящий ад. Когда он обессилел и упал, его оставили – на тот момент у людей уже не было сил заботиться о тех, кто не мог передвигаться сам. Лежа на снегу и замерзая, Бек все же жил. Тело его словно сковало – он мог слышать, как позднее его кто-то нашел, осмотрел и сказал: "Он мертв". Альпинисты ушли, а Бек так и остался лежать – он не мог даже мигнуть глазами, и, тем не менее, жизнь все же теплилась в обмороженном теле.

Он пролежал в снегу день, ночь и еще один день. Позднее это назвали "Медицинским чудом на Эвересте", но в тот момент никакого чуда Бек не чувствовал. Он просто лежал, понимая, что, кажется, в этот раз ему крупно не повезло. А потом он сказал себе нечто вроде: "Я не хочу умирать. У меня есть семья, я должен подумать о них".

И он просто встал и пошел вниз. О том, как ему это удалось при тех обморожениях, что были у него в тот момент, ломали голову медики – по всем медицинским показателям это было невозможно, особенно с учетом того, как долго Бек пролежал в снегу.

Но это случилось – он ввалился в палатку Кена Кэмлера (Ken Kamler), единственного врача экспедиции, и произнес: "Привет, Кен! Где тут можно сесть? Ты примешь мою страховку?". Кэмлер просто остолбенел при виде Бека, это было просто невозможно, ведь все уже давно знали, что Бек Уизерс погиб!

У него были страшные обморожения – одна рука была полностью белой, то же самое было с носом и лицом Бека. И тем не менее он был живым.

Эвакуация вниз была по-прежнему невозможной – метель продолжала бушевать, и о спуске нельзя было и думать. По правде говоря, когда наутро Бек был все еще жив, многие про себя удивились – никто не верил, что он вытянет. Он кричал от боли ночью, но ветер заглушал эти крики, а его палатку сорвало ветром, и он снова остался на снегу.

И вновь его приняли за мёртвого, однако Кракауэр обнаружил, что Уизерс в сознании и 12 мая его подготовили для срочной эвакуации из Лагеря IV. В течение следующих двух дней Уизерса спускали до Лагеря II, часть пути, однако, он совершил самостоятельно, и уже позднее его эвакуировали на вертолете службы спасения.


Позднее он написал об этом книгу – "Left For Dead" (прим"Брошенный умирать"), где описал все, что ему пришлось пережить, и что чувствует человек, которого бросили умирать, когда нет надежды на помощь и ты точно знаешь, что твоя жизнь полностью в твоих слабых обмороженных руках.

Уизерс прошёл длительный курс лечения, но из-за сильного обморожения ему ампутировали нос, правую руку и все пальцы левой руки.

В общей сложности он перенёс более 15 операций, из мышц спины ему реконструировали большой палец, а пластические хирурги восстановили нос. Бек живет в Далласе, штат Техас, продолжает заниматься врачебной практикой, читает лекции по своей специальности и по альпинизму... А на вопрос о том, как ему удалось выжить отвечает, что ему помогла любовь к семье и Бог.

"Эверест": подробности захватывающей истории, ставшей основой для фильма

Фильмом открытия 72-го Венецианского фестиваля стала картина "Эверест". Российская премьера приключенческого триллера Бальтасара Кормакура с Джейком Джилленхолом, Джейсоном Кларком, Джошем Бролином и другими в главных ролях состоится уже 24 сентября. В преддверии старта проката HELLO! рассказывает историю, которая легла в основу ленты.

Джош Бролин, Бальтасар Кормакур и Джейк Джилленхол на фотоколле "Эвереста" в Венеции

"Я стою на вершине мира, одной ногой в Китае, другой - в Непале, соскребаю лед со своей кислородной маски, разворачиваюсь и смотрю на громаду Тибета. Многие месяцы я грезил об этом миге, но теперь, когда я в самом деле очутился на вершине Эвереста, у меня совсем нет сил для эмоций", - написал в начале своей книги "В разреженном воздухе" американский журналист Джон Кракауэр. Это был полдень 10 мая 1996 года. На Эвересте, "вершине Земли", "богине мира" или Джомолунгме - у горы множество названий, - было практически нечем дышать. У Джона заканчивался кислородный баллон, а атмосферное давление достигало критической точки. Джон - а вместе с ним еще три десятка таких же измученных восхождением людей - находился в одном из самых опасных мест на планете.

Эверест всегда был мертвой зоной, но и по сей день является заветной мечтой любого альпиниста. Каждый год десятки человек отправлялись покорять высоту в 8848 метров, и каждый год "богиня мира" пускала наверх лишь избранных, а всех остальных забирала без возврата. В майской экспедиции 1996-го к этому риску и опасности были готовы, казалось, все. Но никто не ожидал, что после восхождения не вернется восемь человек.

Горное безумие

Той весной на Эверест отправилось сразу несколько экспедиций. Самыми крупными и интернациональными были две: "Консультанты по приключениям" (в нее и входил Джон Кракауэр) во главе с новозеландцем Робом Холлом и группа под названием "Горное безумие" с руководителями американцем Скоттом Фишером и русским Анатолием Букреевым. Безумцами в некотором роде были все участники. И опытные альпинисты, вновь подвергавшие жизнь опасности, и шерпы, их помощники из местного населения, и - самое слабое звено - коммерческие участники с самой маленькой подготовкой. Практика билетов на вершину мира (стоимостью в 65 тысяч долларов) тогда только набирала популярность. В 1996 году на Эверест в числе прочих поднимался Даг Хансен - обычный почтовый служащий, который работал на двух работах, чтобы накопить на Джомолунгму. Частным клиентом была и 47-летняя японка Ясуко Намба - на тот момент самая старшая женщина из тех, кто когда-либо забирался на Эверест. Впоследствии они оба так и не вернулись обратно.

"Меня часто спрашивали, как мы могли проглядеть такое резкое ухудшение погоды. Почему опытные инструкторы продолжали восхождение, не обращая внимания на надвигающуюся бурю", - напишет Джон Кракауэр через год после трагедии. Он и сам признавал, что не заметил ни белесой дымки на горизонте, ни нарушений правил восхождения, которые допустили гиды. Так, альпинисты должны были достигнуть вершины ранним утром, а в 14.00 (последнее безопасное время, чтобы начать спуск) пуститься в обратный путь. В тот день, 10 мая, участники команд Холла и Фишера начали спуск лишь в 16.00, когда пошел снег, и ничего уже нельзя было исправить.

Кадр из фильма "Эверест"

Буря настигла их - каждого на разных этапах спуска к лагерю - и раскидала по склонам горы. Руководители обеих групп, Фишер и Холл, остались наверху, часть людей, плутая в буране, сбилась с пути в считанных метрах от пропасти. Когда шторм утих, в течение двух дней выжившие из лагеря совершали вылазки на поиски пропавших. Кого-то удавалось переправить в лагерь, кого-то приходилось оставлять прямо на снегу - умирать. "Высота 8000 - не то место, где ты можешь позволить себе моральные принципы", - как-то сказал один из японских альпинистов про эту мертвую зону, где цена человеческой жизни измеряется кислородными баллонами.

Новая высота

Про трагедию 1996 года несколько раз снимали документальные фильмы, пару раз история легла в основу остросюжетных драм про скалолазание. Наибольшую же популярность приобрела книга Джона Кракауэра "В разреженном воздухе", в которой автор, путаясь в деталях, неоднократно критиковал организаторов экспедиции, а в особенности - русского альпиниста и гида одной из групп Анатолия Букреева. Букреев, который в 1996 году вывел из бури рекордное количество человек, неоднократно просил журналиста убрать из книги клевету, но тот ему отказал. В ответ русский альпинист выпустил свою книгу "Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте", чем породил еще больше версий о причинах произошедшего.

"Эверест" 2015 года - первая попытка снять художественный фильм о тех событиях. "В нашем фильме нет единой точки зрения, - говорит режиссер проекта Бальтасар Кормакур. - Я не собираюсь говорить людям, хорошо это или плохо - покорять Эверест. Я просто хочу рассказать им историю, и пусть они сами вынесут вердикт".
Опытный путешественник и бывший моряк, Кормакур измеряет достоверность своего фильма более понятными ему величинами - взятием реальной высоты и путешествием на настоящий Эверест. Актерский состав фильма - Джейк Джилленхол, Джош Бролин, Джейсон Кларк и еще несколько десятков человек - жил в Непале в базовом лагере на высоте в 3500 метров; снимали - на 4000, спали в палатках и питались походной едой. "У нас было настоящее путешествие, - улыбается Кормакур, - ведь только в путешествии ты видишь себя настоящего".

Интересные факты

За всю историю покорения Эвереста (начиная с 1953 года) на вершину мира отправились 4000 человек. Более 250 из них так и не вернулось обратно. До недавних пор самой громкой трагедией Эвереста считались события 1996 года. Но землетрясение в Непале, произошедшее в апреле этого года, переписало историю.

Путевку на Эверест Бек Уизерс подарил себе на 50-летие, но до вершины в итоге не добрался: из-за плохого самочувствия он остался дожидаться спуска гидов на одном из склонов, когда разразилась буря. После урагана его нашли, но из-за тяжелого состояния Бека было решено оставить на склоне.

К удивлению альпинистов, несмотря на сильнейшее обморожение рук и лица, через несколько часов Уизерс очнулся и самостоятельно добрался до лагеря. А затем пережил самую страшную ночь в своей жизни, когда его вновь чуть было не оставили на склоне. После спуска с горы у Бека ампутировали руку, нос и несколько пальцев. В 2000 году он написал книгу "Брошенный умирать" и сейчас выступает с мотивационными речами по Америке.

Джош Бролин в роли Бека Уизерса

Букреев был одним из самых подготовленных гидов из экспедиций 1996 года. За свою карьеру альпиниста он покорил 11 высочайших мест планеты (всего насчитывается 14 гор-восьмитысячников), включая Эверест в 1995 году. Второй раз он поднимался на Джомолунгму в составе группы "Горное безумие" и одним из первых спустился обратно в лагерь. Впоследствии журналист Джон Кракауэр обвинял Букреева в том, что он бросил товарищей на склоне. Однако, когда вершину накрыло бурей, именно Букреев смог совершить несколько вылазок, чтобы спасти потерявшихся клиентов. Сделанное им не имеет аналогов в истории мирового альпинизма, - написал в 1997 году корреспондент The Wall Street Journal Гален Роуэлл. - Сразу после восхождения без кислорода на высшую точку планеты он несколько часов подряд спасал замерзающих альпинистов... Это был настоящий подвиг". В том же году 6 декабря Американский альпийский клуб присудил Букрееву премию имени Дэвида Соулса, вручаемую альпинистам, спасшим людей с риском для собственной жизни. Через 19 дней после этого Букреева не стало: во время экспедиции в Гималаях на высоте в 6000 метров его накрыло лавиной.

Ингвар Эггерт Сигюрдссон в роли Анатолия Букреева

У новозеландца Роба Холла, который вел экспедицию "Консультанты по приключениям", далеко внизу на земле осталась беременная жена Джен (которую в фильме сыграла Кира Найтли). Именно ей первой он передал по рации о своем покорении вершины 10 мая. После этого Холл был готов начать спуск в 3 часа дня, но остался дожидаться гидов с одним из клиентов. Вскоре его баллоны с воздухом заледенели и вышли из строя, и Холл попросил коллег по рации связать его с женой. В своем последнем сообщении он уверял Джен, что у него все хорошо: "Спи спокойно, родная, и не волнуйся слишком сильно". Через три месяца после этих событий Джен родила Сару, а через несколько лет они с дочкой вдвоем поднялись на Эверест на высоту в 5364 метра.

Джейсон Кларк в роли Роба Холла

Архивное фото: Дженн (ее роль исполняет Кира Найтли) и Роб Холл (Джейсон Кларк) на Тибетском плато

"Скотта все изображали безрассудным, амбициозным парнем - я же хотел показать просто человека", - говорит Джейк Джилленхол. Скотта Фишера действительно чаще других обвиняли в неудачах этой экспедиции: в погоне за славой американский альпинист якобы пригласил слишком много именитых и неподготовленных клиентов. Ставили в упрек Фишеру и то, что он до последнего скрывал от коллег, что во время экспедиции страдал от лихорадки. Особенно острый приступ, после которого он уже не смог подняться, случился с ним в начале спуска. Его друг, шерп Лопсанг, пытался помочь альпинисту продолжить путь, но Фишер отправил его помогать другим, а сам навсегда остался на горе.

Джейк Джилленхол в роли Скотта Фишера

Фильм Бальтасара Кормакура, основанный на книгах Джона Кракауэра и Анатолия Букреева, рассказывает о трагедии на Эвересте 11 мая 1996 года, когда стечение обстоятельств унесло жизни трёх гидов и двух клиентов коммерческих экспедиций на самую высокую точку планеты.

24 сентября АльпИндустрия организовала закрытый показ премьеры «Эвереста». Вместе с полным залом заинтересованных зрителей фильм посмотрели два специальных гостя, знающих про Эверест не понаслышке, — Сергей Ковалёв, поднявшийся на вершину в 2008 году, и Николай Дмитриевич Чёрный, семь раз участвовавший в восхождениях и дважды побывавший на вершине.

После просмотра альпинисты поделились впечатлением от фильма и ответили на вопросы зрителей.

Осторожно! В тексте спойлеры.

Сергей Зон-Зам, Николай Дмитриевич Чёрный и Сергей Ковалёв на премьере фильма «Эверест»

История трагедии 11 мая 1996 года

В 1990-е Эверест стал притягивать большое количество коммерческих туристов, способных позволить себе траты в несколько десятков тысяч долларов, но зачастую совершенно неподготовленных физически и морально.

10 мая 1996 доставить своих клиентов на вершину пытались одновременно две конкурирующие коммерческие компании: «Горное безумие» под руководством Скотта Фишера и «Консультанты приключений» под руководством Роба Холла. В это же время восхождение совершала тайваньская экспедиция Гао Минхэ, спонсируемая правительством Тайваня, и ещё одна коммерческая группа — американцы под руководством Даниэля Мазура и Джонатана Пратта.

В результате, из-за целого скопа различных негативных факторов (погодные условия, неподготовленный маршрут, большие очереди из-за наплыва коммерческих туристов и прочее) экспедиции закончились гибелью Скотта Фишера из «Горного безумия» и сразу нескольких участников команды «Консультанты приключений», включая самого Роба Холла и ещё одного гида Эндрю Харриса. Из восьми клиентов погибли двое: японка Ясуко Намбо и американец Даг Харрис.

Навсегда остаться на Эвересте могли ещё трое членов экспедиции Холла, потерявшиеся на спуске в снежной буре. Их спас советский альпинист Анатолий Букреев, работавший гидом в команде Скотта Фишера. Ночью в одиночку в ужасающих погодных условиях на высоте 8000 метров он разыскал троих альпинистов и поочерёдно дотащил их до лагеря.

Ещё одного участника, Бека Уизерса, дважды оставляли на склоне, считая, что он замёрз, но оба раза он находил в себе силы и, несмотря на сильнее обморожение и тяжелейшее состояние, сумел самостоятельно добраться до лагеря и выжить. Ему ампутировали нос, правую руку и все пальцы левой руки, но он остался жив и позже написал книгу «Брошенный умирать» (Left for Dead, 2000).

Джон Кракауэр, журналист издания Outside, член экспедиции Роба Холла, смог вернуться живым, и в том же году свет увидела книга «В разреженном воздухе» (Into Thin Air, 1996), рассказывающая о трагедии. Во многом благодаря участию журналиста именно эти трагические события из числа многих, случившихся на Эвересте, получили широкую известность. Через год своё видение событий изложил Анатолий Букреев, издав в соавторстве с Венстоном ДеУолтом книгу «Восхождение» (The climb, 1997).

Споры вокруг Анатолия Букреева не угасают до сих пор. В своей книге Джон Кракауэр обвинил его за решение спускаться с вершины раньше своих клиентов. Анатолия также ругали за нежелание использовать кислород, а саму экспедицию Фишера за отсутствие обычных раций и другие огрехи. С другой стороны, в 1997 году Анатолий Букреев получил Премию Американского Альпийского Клуба имени Дэвида Соулса за спасение членов экспедиции Роба Холла с риском для собственной жизни.

О причинах трагедии и роли гидов в случившемся в альпинистском мире спорят до сих пор, а истина, как сказал перед показом Николай Дмитриевич, как всегда где-то посередине…


Роб Холл, Скотт Фишер, Джон Кракауэр, Анатолий Букреев, Бек Уизерс с супругой

Николай Чёрный и Сергей Ковалёв о фильме «Эверест»

Николай Дмитриевич Чёрный

Заслуженный мастер спорта и Заслуженный тренер СССР.
Семь раз поднимался на Эверест, в том числе в составе самой первой советской экспедиции в 1982 году, дойдя до отметки 7800.
Дважды был на вершине Эвереста, один из них в 2009 году в возрасте 71 года.

Сергей Викторович Ковалёв

Мастер спорта международного класса.
Десятикратный Чемпион Украины, двукратный Чемпион СНГ и двукратный Чемпион Москвы по альпинизму.
Совершил восхождение на вершину с юга в 2008 году.
Имеет успешный опыт спасательных работ на Эвересте на высоте 8600 м и сразу после этого двух ночёвок подряд на отметке 8300 в 1999 году.

Николай Дмитриевич Чёрный: кино есть кино

Фильм снят точно по книгам Анатолия Букреева и Джона Кракауэра со всеми подробностями, точно по фактам. Но есть единственное но.

Я ходил этот маршрут в качестве гида в 2009 году (в возрасте 71 года — прим. ред.) , и таких страстей у нас не было, хотя у нас погода была хорошая. Но вообще, не так сложно там, на самом деле (зал смеётся — прим. ред.) . Таких карнизов и скал, как показано в фильме, на маршруте нет — там нормальный гребень, а в фильме он больно крутоват. Но это же кино — в нём страсти должны быть.

Ступень Хиллари в фильме показана как нечто. Я её проходил и вверх, и вниз. Если в реальности идёшь по снегу и не надо держаться руками за скалу, то в фильме надо. Если чувствуешь себя нормально, то никаких технических сложностей нет, тем более, если перила висят. В фильме они усложнили этот участок, для страха, видимо.

Но то, что маршрут проще, чем показано в фильме, никак не упрощает задачу. В такую погоду, в какую попали герои этих трагических событий, в общем-то… Шансов ноль. Так что берегите себя. Если не уверены — не лезьте. А главное — вовремя повернуть.

Сергей Ковалёв: несчастный случай составляется из мелочей

Если рассматривать всю ситуацию с самого начала, каждый подобный несчастный случай в горах начинается не в процессе восхождения, когда погибает человек, а составляется из мелочей, каждая из которых по отдельности не привела бы к трагическому исходу. А вместе они, как цепочка, соединяются в звенья: чуть позже вышли, не донесли кислород на южную вершину, не провесили перила. В итоге они теряли самый главный на высоте ресурс — время.

Сейчас опыта в логистике восхождений стало больше, потоки людей на маршрутах разводятся. Прогнозы погоды стали гораздо более точными: ближайшие три дня возможно расписать по часам и тщательнее спланировать восхождение. Эти факторы значительно уменьшили количество подобных несчастных случаев.

Николай Дмитриевич Чёрный: люди за всё заплатили и хотят успеха

В этом фильме участники экспедиций платят по 65 000 долларов, чтобы подняться на Эверест… Понимаете, какая картина?

Вот когда Советская страна рухнула, в первые годы на серьёзные вершины ездили мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, то есть опытные люди. Где-то денег заняли, где-то наскребли, где-то нашли спонсора. Сейчас в основном едут люди, которые уже побывали… на Мальдивах… (зал смеётся — прим. ред.) . Везде. А вот тут ещё что-то такое есть — мы туда поедем!

Поэтому и процент успешных коммерческих восхождений не такой большой, и гидам тяжелее работать, потому что люди идут с амбициями, они за всё заплатили, они хотят успеха.

Роб Холл вёл на вершину своего старого клиента, который приехал на Эверест во второй раз на последние деньги, мечтая подняться на вершину. И когда нужно было поворачивать, Холл вместо этого пошёл на поводу у клиента, слабину дал…

Сергей Ковалёв: фильм о победе и борьбе

На самом деле, это фильм о любви, о борьбе, о победе над собой и обстоятельствами. События подхвачены прессой, легли в основу нескольких книг. История вызывает неподдельный интерес у людей, потому что герои действительно боролись, кто-то побеждал и выживал, кто-то погибал — это жизнь в миниатюре, маленькая жизнь, прожитая за два месяца от начала до конца.

Каждый человек, который вернулся с этого или другого восхождения, меняется. И фильм как раз рассказывает об изменениях в человеке: что происходит с человеком после и во время восхождения. События и фильм интересны этим, нежели какой-то «чернухой», связанной со смертью людей.

Вопросы зрителей

Мифы и реальность «Эвереста»

Поднявшись на вершину Эвереста, все герои снимают очки и кислородные маски.

Николай Чёрный: В кино, если герой на вершине Эвереста не снимет очки и маску, вы просто-напросто не поймёте, кто говорит (смеётся сам Николай Дмитриевич и весь зал — прим. ред.) . Это нереально. Можно, конечно, но это кино, сами понимаете. Конечно, есть люди, которые поднимаются на Эверест без кислорода. Тот же Букреев вообще не пользовался кислородом никогда. Но это — от Бога. Физиологический феномен.

Весь маршрут герои проходят без касок.

Сергей Ковалёв: На Эвересте выше лагеря 7900 каски не надевают, по крайней мере, если идут с юга, потому что падать оттуда нечему — после отметки 8000 м это гребневой маршрут, там достаточно безопасно в этом плане. До лагеря 7900 лучше, конечно, идти в каске.

Альпинисты идут по маршруту без остановок и передышек.

Николай Чёрный: В реальности на маршруте с юга мы выходили с седла в девять вечера и в шесть были на вершине — практически не останавливались, разве что на спуске, когда солнце показалось.

Остановки на такой высоте совершаются по техническим причинам: поменять баллон с кислородом или если на маршруте возник затор. Можно разве что попить чайку, а есть на маршруте не хочется.

Сергей Ковалёв: Какой бы расход кислорода ты ни поставил, ты не отдыхаешь. Герои пользуются российскими 5-литровыми баллонами «Поиск». Подачу кислорода можно регулировать: 1,5 л в минуту хватит часов на шесть, на максимальной подаче 5 л в минуту идти будет легче и скорость передвижения возрастёт, но кислород кончится через 2,5 часа.

С точки зрения физиологии, на такой высоте кислород выступает как допинг: он выжигает ресурсы, которые организм, возможно, и не задействовал бы. Он позволяет использовать резервы энергии, которые хранятся в организме на чёрный день. Когда вы останавливаетесь на маршруте — это не отдых, вы сжигаете силы и лишнюю энергию. Лучше медленно, но постоянно двигаться, чем час сидеть на месте.

У героев фильма большие штурмовые рюкзаки, которые они ни разу не достали.

Николай Чёрный: В общем-то, нести на маршруте особо нечего. Максимум — термос, запасные рукавицы и запасные очки на случай, если упустишь основные. Вся одежда надета. Один-два баллона с кислородом. Литраж у баллонов 3, 4 и 5 литров. 3-литровый полный баллон на 280 атмосфер весит 3 кг. Кстати, весь мир пользуется композитными баллонами российского производства.

Герои фильма не достают аптечку, только колются чем-то.

Сергей Ковалёв: Герои фильма кололи дексаметазон — очень сильный стимулирующий препарат, встряхивающий весь организм. Когда-то его использовали для вывода человека из состояния шока или комы. Кстати, практически безвредный.

Участников коммерческих восхождений в фильме пугают отёком мозга.

Сергей Ковалёв: В 90% случаев отёк мозга возникает из-за неправильной или недостаточной акклиматизации. Сам по себе он не возникает. Если альпинист правильно акклиматизировался, не спешил и контролировал своё состояние, до отёка мозга дело не дойдёт.

Герои фильма активно употребляют алкоголь на высоте.

Николай Чёрный: Скотт Фишер действительно употреблял.

Сергей Ковалёв: Вопрос с алкоголем спорный. Как лекарство, он зависит от дозы: можно вылечиться или отравиться. Алкоголь выступает как слабый естественный стимулятор. Если вы используете его в разумных пределах, пойдёт на пользу.

Судя по фильму, Скотт Фишер, постоянно бегающий с туалетной бумагой, пытался с помощью виски вылечить себе желудок от лямблии — в процессе этой болезни человек очень быстро теряет силы. На тот момент Фишер был одним из сильнейших альпинистов Америки, в этой экспедиции он был болен, это отражено в книге.

По фильму, ночью в горах довольно светло.

Сергей Ковалёв: Самая стабильная погода в горах во время полнолуния, в это время обычно довольно светло. Когда светит луна, в таких высоких горах видно как днём, можно идти без фонарика. Можно посмотреть по датам фазы луны, возможно, герои двигались в полнолуние. А если луны нет, то глаза человека без источников света тоже привыкают, так что видно.

Николай Чёрный: Кстати, если раньше мы ходили с 1-го по 9-ое мая, сейчас график сдвинулся к концу месяца: ходят с 20 мая по конец мая или начало июня.

Роб Холл, уже начавший спускаться после ночи под вершиной, внезапно остановил попытки.

Сергей Ковалёв: Фильм лишь реконструкция событий, и нам трудно судить, в каком состоянии на самом деле находился Роб Холл. Но если брать за основу показанное в фильме, то сначала какие-то моменты, например, голос жены, помогали ему собраться, но как только стимул исчезал, исчезали и силы. В ситуации, показанной в фильме, он был обречён.

На высоте выше 8000 м альпинисты проходят мимо замерзающего на снегу Бека Уизерса, находящегося явно не в лучшем состоянии, довольствуясь его невнятным «Да» на вопрос, всё ли нормально.

Сергей Ковалёв: Хотелось бы верить, что мы немного по-другому к этому относимся и в такой ситуации поступили бы иначе, потому что у нас развито человеколюбие и мы — команда.

Николай Чёрный: 100% помочь человеку можно, только дав ему кислород. Всё остальное — лирика. Если с кислородом он не передвигается самостоятельно по сложному маршруту выше 8500, вы уже ничего с ним не сделаете.

Сергей Ковалёв: Должна работать полноценная команда, если человек не начнёт двигаться сам. В данном случае проходившие мимо люди сами были не в лучшем состоянии и через десять шагов могли точно так же лечь на снег.

Мне пришлось в 1999 году спускать человека с высоты 8600 м. Человек был примерно в таком же состоянии, как участники экспедиции в фильме. Когда на горе работает команда и обстоятельства и погода складываются чуть более удачно, человека с такой высоты спустить можно. Российские и украинские команды доказывали это не один раз. Если работает команда и люди готовы рисковать жизнью ради своего товарища по команде, то человека можно спасти. Даже через сутки. Даже если он просидел ночь без кислорода. Да, нашему спасённому чуть-чуть отрезали пальцы, но сейчас он жив и здоров и по-прежнему ходит в горы.

Спасти человека с высоты 8000 м возможно, если есть хорошая подготовка, команда, опытные гиды и шерпы. Но самый лучший способ — не оказываться в подобной ситуации. Лучше два раза не взойти, чем один раз не спуститься.

От редактора: В 1999 году в составе Первой национальной украинской экспедиции на Эверест Сергей Ковалёв поднялся до отметки 8600 м, где обнаружил ослепшего товарища по команде Владимира Горбача, находившегося на грани жизни и смерти (давление 60/10). Четыре часа Сергей в одиночку стаскивал Владимира, после чего к ним присоединились Игорь Свергун и Николай Горюнов. Через десять часов тяжелейшего спуска им удалось достигнуть штурмового лагеря 8300, где они провели ещё две ночи.

Личный опыт восхождений Николая Дмитриевича Чёрного и Сергея Ковалёва

В фильмах про альпинизм часто показывают дискотеки в базовом лагере. У вас такие тоже были?

Сергей Ковалёв: А почему бы и нет, если есть возможность собраться всей большой компанией (смеётся — прим. ред.) .

Сколько времени занимает экспедиция?

Сергей Ковалёв: Восхождение занимает 2 месяца — примерно 50 дней вместе с акклиматизацией. Окно, в которое ходят, составляет 7-10 дней — это фаза луны, близкая к полнолунию, и промежуток между циклонами, время до муссонов, прихода дождей. Последний выход стараются спланировать на это окно, поэтому на Эвересте и случаются столпотворения. Иногда погода держится месяц, а иногда всего один день, как было в 1996 году.

Действительно ли на Эвересте лежат замёрзшие тела альпинистов? Почему всех не снимают?

Сергей Ковалёв: Я поднимался на вершину с севера и с юга, говорят, что там остались тела, но в 2009 никаких тел не видел. С юга всё убрали, а с севера есть.

Николай Чёрный: Тел нет. Они сваливаются с лавинами, снегом заносит, сами понимаете.

Сергей Ковалёв: Ради живых люди готовы рисковать своей жизнью, пока есть хоть какой-то шанс спасти человека. Как только человек умер, как бы жестоко это ни звучало, он становится грузом в 80-90 кг, который надо спустить вниз. Это дилемма для любого человека: надо ли спускать тело, рискуя своей жизнью?

А если говорить предельно честно, это на самом деле цена вопроса. Если есть человек, готовый заплатить, то люди, которые там работают профессионально, это сделают.

Николай Чёрный: Японку Ясуко на следующий год спустили организованной японской экспедицией, наняли шерпов.

Сколько времени вы провели на вершине?

Сергей Ковалёв: Наверное, около часа. Это зависит от условий, погоды. У нас погода была хорошая, мы прекрасно себя чувствовали. Почему бы не пофотографироваться, не передать приветы близким? В это время у нас там летали знакомые космонавты, мы звонили космонавту Волкову через Центр управления полётами — это было весело.

Много ли женщин поднимаются на вершину Эвереста?

Николай Чёрный: Бывает, конечно… Я знаю в России, наверное, человек 5-7. Не ходите туда, девушки.

Вы были на К2?

Сергей Ковалёв: Я не был.

Николай Чёрный: Я был тренером команды, которая прошла западную стену К2. Это мой самый серьёзный маршрут.

Николай Дмитриевич, вы несколько раз поднимались на Эверест, но не доходили до вершины. Это стечение обстоятельств, нехватка сил или было запланировано?

Николай Чёрный: Я был в семи экспедициях в качестве участника, гида, тренера. Дважды был на вершине: с севера и с юга. Пару раз возвращался примерно с 8300, пару раз с седла.

Поймать погоду тяжело. Вышли на седловину — задуло. Дальше не пошли. Ночь просидели — поняли, что вторую мы не переживём. Ушли вниз. На «второй выстрел» может просто не хватить ни здоровья, ни времени.

Кто оплачивает экспедиции?

Николай Чёрный: Я точно не платил, у меня таких денег нет. Когда я работаю гидом — мне платят.

Сергей Ковалёв: Стоимость варьируется в зависимости от стиля экспедиции. Если стиль спортивный, вы платите только за пермит и снаряжение, можно уложиться в 15-17 тысяч. Если берёте полный пакет с гарантией и персональным шерпом, цена может доходить до 60-65 тысяч. Могут быть промежуточные варианты, но гарантии вернуться живым вам никто не даст.

Вы покорили Эверест и множество других вершин — а что дальше?

Николай Чёрный: Продолжаем ходить в горы! Работаю гидом. Этим летом четыре раза поднялся на Эльбрус с группой.

Сергей Ковалёв: На самом деле, нам это просто нравится. Просто нравится ходить в горы.


Николай Чёрный с группой на вершине Эльбруса в 2001 году. Фото Майкла Брауна


Ковалев Сергей, вершина Эвереста

Главный вопрос: Кто может подняться на Эверест?

Сергей Ковалёв: Конечно, хочется сразу сказать, что сначала надо стать мастером спорта и всего на свете, а уже потом с грузом своих медалей подниматься на Эверест.

Если вы пользуетесь тактикой коммерческих экспедиций, вас сопровождает опытный шерпа, вам несут кислород и ставят палатки, у вас есть опыт прохождения горной школы и какая-то база, чтобы вам не приходилось, как в фильме, на самом маршруте учиться ходить в кошках, вы сходили десяток-другой восхождений — шансов взойти у вас больше. А главное, у вас в разы увеличиваются шансы выжить.

Гиды не боги, и даже гиды погибают на вершине. Как правило, не добровольно, а спасая своих клиентов. Очень важно идти в горы с осознанием того, что это небезопасно, и может сложиться ситуация, когда ваша жизнь на горе будет зависеть только от вас, ваших навыков и умений. Оставшись один на один с горой — неважно, Монблан это, Эверест или Эльбрус — нужно иметь при себе навыки и умения, которыми вы сможете воспользоваться. Это не требует много усилий, много денег и много времени.

Если вы собрались на Эверест , начните этот путь с Эльбруса. Или семитысячников, как пик Коммунизма и Хан-Тенгри — это отличная школа, отличная подготовка.

Самое главное, что требуется на Эвересте, это не умение лезть по вертикальной скале и совершать какие-то чудеса, а умение выжить в определённой ситуации. Проснуться утром в палатке, приготовить себе чай, надеть ботинки, прийти в палатку, уйти из палатки и при этом не отморозить себе руки и ноги, не потеряться и не упасть с горы. Этому надо научиться в большей степени, нежели каким-то техническим навыкам — их вы всё равно освоите в процессе восхождения.

Поэтому путь к Эвересту может растянуться на два, три года или даже на всю жизнь. Но этот путь реальный и пройти его можно, нужно только начать.

Подготовила Мария Курочкина.

Человечеству свойственно испытывать иллюзию собственного всемогущества. Планета освоена, на орбите Земли работает огромная космическая станция, на которую можно отправиться в качестве туриста. Кажется, что вещи, называемые экстремальными, на деле таковыми не являются — всё это не более чем рекламный ход туристических компаний.

Процесс утраты таких иллюзий всегда чрезвычайно болезнен. И вместе с иллюзиями можно потерять и жизнь.

К началу 1990-х годов покорение высочайших гор планеты из дела для наиболее подготовленных профессионалов постепенно стало превращаться в форму туризма для обеспеченных господ и дам, ищущих острых ощущений.

Заплатив 65 000 долларов, можно было с опытным гидом отправиться в Гималаи, подняться на Эверест, а затем поражать друзей уникальными фотографиями и чувствовать себя избранным.

Мало кто из состоятельных любителей альпинизма воспринимал всерьёз бумагу, которую подписывал перед началом экспедиции. В ней турист подтверждал, что сознаёт смертельный риск данного предприятия. Казалось, это лишь часть увлекательной игры. Но страшная трагедия, разыгравшаяся на подступах к вершине Эвереста в мае 1996 года, напомнила о том, что горы не прощают неуважения к себе.