Исследовательская работа "занятие плаванием как средство укрепления иммунитета". Научно-исследовательская работа учащегося «История развития плавания Исследовательские работы по плаванию учеников начальной школы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2

1. Возникновение и развитие плавания

1.1. История возникновения плавания………………………………………… 3

1.2. Развитие плавания в России………………………………………………... 5

1.3. Развитие плавания в Зауралье……………………………………………... 6

2. Плавание как вид спорта……………………………………………………… 9

Заключение……………………………………………………………………….. 10

Список литературы……………………………………………………………… 11

Приложение

Введение.

Я занимаюсь плаванием около 4 лет, и мне стало интересно, как возник этот вид спорта, как он развивался в России и Зауралье.

Человек начал свое сосуществование с водой задолго до того, как это стало осмысленно и проанализировано. Для того, чтобы осуществлять передвижения по воде, было придумано много способов и методов, существующих и поныне. Однако слиться с водной стихией собственным телом всегда захватывающе. Кто больше выдержит под водой без кислорода? Кто дальше проплывет? Кто быстрее проплывет? Люди стали соревноваться в своих навыках держания на воде и это переросло в один из самых красивых и захватывающих видов спорта.

Плавание - это локомотивный вид спорта, смысл которого заключается в передвижении по воде и преодолении определенных дистанций за наименьшее время. На сегодняшний день существует несколько видов плавания, являющихся самостоятельными дисциплинами и включенных в современное пятиборье и некоторые виды многоборья и триатлон, которые совокупно включены в программу Олимпийских игр, чемпионатов Мира и других соревнований.

Плавание для человека имеет большое оздоровительное значение:

вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи, улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную систему, усиливает обмен веществ, оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. В условиях продолжительного пребывания в воде совершенствуются процессы терморегуляции. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика. Специалисты определили, что простое стояние воде в течение 3-5 мин при температуре 24ºC увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ на 50-75%.

Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

Цел ь работы:

Изучение истории развития плавания как вида спорта. Изучение развития плавания в России и в Зауралье.

Задачи:

познакомиться с историей развития плавания как вида спорта;

изучить историю развития плавания в России;

изучить историю развития плавания в Зауралье;

познакомиться со спортивными достижениями учащихся и выпускников МБОУ «СОШ №53»

Программа исследования:

1. Изучение литературы по теме «История развития плавание».

2. Исследование истории развития плавания.

3. Анализ полученных данных.

Методы исследования:

Наблюдения;

Беседа, опрос;

Самонаблюдение и самооценка;

Работа с архивом.

Основная часть.

1. Возникновение и развитие плавания.

1.1. История возникновения плавания

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрага, Хуанхе и Янзцы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому ещё в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времён.

Огромное значение воды в жизни людей требовало приспособления к этой необычной среде. Ведь, впервые попав в воду, человек тонет. Поэтому плавание - жизненно важный навык, связанный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней. Умение плавать порой становилось решающим во время войн, особенно во время морских сражений.

Первые соревнования по плаванию относятся к рубежу XV - XVI веков (так, в 1515 году прошли состязания пловцов в Венеции). В 1538 г. вышло в свет первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана.

Первые школы плавания появились во второй половине XVIII - начале XIX века в Германии, Австрии, Чехословакии и Франции.

Первая спортивная организация пловцов возникла в Англии в 1869 году («Ассоциация любителей спортивного плавания в Англии»), следом подобные организации появились в Швеции (1882), Германии, Венгрии (1890), Франции (1887), Нидерландах, США (1888), Новой Зеландии (1890), России (1894), Италии, Австрии (1899. Рост популярности спортивного плавания в конце XIX века связан с началом строительства искусственных бассейнов.

Олимпийские игры 1912г.

В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию.

В 1896 г. плавание было включено в программу Олимпийских игр .

В 1899 году в Будапеште прошли крупные международные соревнования с участием спортсменов из нескольких европейских стран; далее они стали проводиться ежегодно в различных странах Европы и носили название «первенство Европы».

В 1908 г. организована Международная любительская федерация плавания ФИНА.

Чемпионат Европы проводится с 1926года, Чемпионат Мира - с 1973 года.

1.2.История развития плавания в России

В России в начале ХХ века плавание не имело такого широкого распространения как в Европе. В этот период в России было только семь технически несовершенных закрытых бассейнов, и всё-таки спортивным плаванием занималось уже около полутора тысяч человек. Недостаточное число бассейнов определяло то, что тренировки приходилось проводить преимущественно на открытой воде в летний период. Результаты были невысокими.

В 1921 г было проведено первое первенство СССР.

С 1928г. соревнования по плаванию входили в программу спартакиады СССР.

Сборная СССР впервые приняла участие в Олимпийских Играх 1952 года. Первую золотую медаль для советской сборной выиграла Галина Прозуменщикова на дистанции 200 метров брассом на Олимпийских Играх 1964 года, проходивщих в Токио. Больше всего медалей советские пловцы завоевали на Олимпийских Играх 1980, 1992, 1988 и 1976 годов. С успехами советской и российской сборной по плаванию можно ознакомиться подробнее в Таблице медалей, завоеванных советскими и российскими пловцами на Олимпийских играх .(Приложение № 1,2)

1.3. История развития плавания в Зауралье.

В Зауралье после революций 1917 года плавание является составной частью различных соревнований и спартакиад. Один из первых рекордов Кургана и Курганского района был установлен в мае 1927 года - 1.28. У женщин рекорд 1928 г. принадлежала Поповой - 1.43.00 .

В суровое время Великой Отечественной войны в Кургане проводились соревнования по преодолению водных переправ, проплывы, сдача норм ГТО по плаванию. В 1943 Совет Народных Комиссаров СССР утверждает для Курганской области план - подготовить 150 человек инструкторов по плаванию и преодолению водных преград.

И наконец-то в 1952 году на озере Караульное (пос. Увал) был построен первый в Кургане 25-метровый бассейн с тремя дорожками. Инициатор строительства был демобилизовавшийся из армии Александр Кожевников, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран зауральского спорта и первый директор ДЮСШ «Спартак» по плаванию в городе Кургане. Рядом с бассейном была закрыта землянка, это место было предназначено для сушки и согревания пловцов. До озера обычно добирались на велосипедах.

В 1953 году за Кировским мостом, в старице энтузиасты строят 50- метровый бассейн с шестью дорожками, который в дальнейшем просуществовал несколько лет.

Юные пловцы начинают активно принимать участие во всех всероссийских спартакиадах школьников. В 1957 пришёл первый успех. В. Кузнецов в плавании н/сп на первенстве РСФС среди юношей занял 3 место. В этом же году началось строительство здания бани с бассейном в Кургане, который был открыт в августе 1966 года, при бани № 10 по улице К. Мяготина. И уже 2 сентября состоялось торжественное, официальное открытие ДЮСШ «Спартак» по плаванию. В том, что в Кургане появилось такое современное спортивное сооружение, была заслуга не только строителей и профсоюзов, но и Александра Кирилловича Шишмаренкова, председателя добровольного спортивного общества «Спартак», и спортсменов, помогавших строителям на субботниках.

В этом здании располагались залы и бассейн, там работала одна из областных спортивных школ. По прямому назначению спорткомплекс действовал до конца 90-х. Затем бассейн был закрыт: ванна находилась в аварийном состоянии. В течение нескольких лет здание буквально разваливалось на глазах: отходила торцовая стена, были серьёзные проблемы с водоотведением. В ряде СМИ появилась информация о поиске инвесторов на реконструкцию «Спартака», но, видимо, дальше желания у ответственных за бассейн в то время людей не продвинулось.

За свою жизнь многие научились плавать, а некоторые добились высоких результатов. Александр Морковский заслуженный МС, семикратный Чемпион Европы на дистанциях 100 м и 50 м баттерфляем и в/с, обладатель четырёх серебренных медалей Чемпионатов Мира. Также немало известный мастер спорта международного класса Михаил Тарасов - чемпион спартакиады народов СССР, завоевавший 1 место Кубка Европы, шестикратный чемпион СССР, установивший рекорд России на дистанции 200-400 к/пл.

Через 10 лет существования «Спартака», в 1982 году был введен в эксплуатацию бассейн «Дельфин», расположенный рядом со спортивным комплексом на улице К. Мяготина.

И наше Зауралье славится такими пловцами.

Участник Паралимпийских игр в Пекине 2008 года, серебряный призер чемпионата мира 2010 года (в эстафете), победитель (в эстафете)

и бронзовый призер чемпионата Европы 2011 года, победитель Кубка Европы в 2007 года, 5-кратный рекордсмен Европы, 30-кратный рекордсмен России.

Михаил Сиднин удостоен звания «Лучший спортсмен Курганской области» по итогам 2008, 2010, 2011 и 2012 годов.

Михаил Александрович в качестве факелоносца от Курганской области принял участие в Эстафете Олимпийского огня XXII зимних Олимпийских игр.

Наша школа также гордится выпускниками, которые добились высоких результатов по плаванию на различных соревнованиях:

2. Плавание как вид спорта.

Соревнования по плаванию проводятся в закрытых помещениях, где длина бассейна определена стандартами и нормами, установленными Международным комитетом FINA и должна быть длиной 100м или 50 м. Помимо этого проводятся еще и индивидуальные заплывы в открытой воде на сверхдальние дистанции. Начало таким состязаниям было положено еще в 19 веке и самым громким из них является заплыв через пролив Ла-Манш. В наши дни чемпионаты Мира по плаванию в открытой воде включают следующие дистанции: 5 км, 10 км, 25 км. Начиная с 2008 года - Пекинской Олимпиады, дистанция в 10 км официально стала олимпийской дистанцией.

Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания .

Спортивное плавание включает в себя различного характера соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.

Игровое плавание содержит разнообразные подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов.

Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.

Фигурное (художественное или синхронное) плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде.

По классификации МОК плавание как вид спорта включает в себя: собственно плавание, водное поло , прыжки в воду и синхронное плавание .

Способы плавания

Кроль - вид плавания характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Кроль признают самым быстрым стилем плавания.

Брасс - стиль плавания, когда пловец должен держаться на груди после каждого гребка руками. Манипуляции руками и ногами должны быть одновременными и выполняться в одной плоскости.

Баттерфляй(«дельфин») - плавание характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища.

Плавание на спине - вид плавания, когда плавательные гребки совершаются на спине.

Заключение.

По результатам исследования я изучил историю развития плавания. Выяснил, что плавание - один из древнейших видов спорта. Мне было интересно узнать о развитии современного плавания. Особенно меня заинтересовала информация о развитии этого вида спорта в Зауралье.

Я горжусь тем, что мой тренер Шайваш А.Ю. подготовил очень много спортсменов (в том числе и выпускников МБОУ «СОШ № 53»), которые прославили не только Курганскую область, но и Россию.

Я надеюсь, что я смогу внести свою долю в историю развития плавания в Зауралье.

Я считаю, что моя работа имеет практическое значение для пропаганды здорового образа жизни и патриотического воспитания молодёжи.


Список литературы и интернет источников:

Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Под ред.- Г. И. Кукушкин. - М.: Физкультура и спорт, 1961.

  • Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — М.: Физкультура и спорт, 1996. Официальный сайт ДЮСШ 1 e-mail: [email protected] [email protected]

    Официальный сайт Управления по физической культуре, спорту и туризма http://www.sport.kurganobl.ru/

    Сайт о плавании http://www.plavaem.info/sportivnoe_plavanie.php

Приложение №1

Лучшие пловцы России

Имя

Краткие сведения

Александр Михайлович Шумин

Первый Заслуженный Мастер Спорта среди пловцов. 12-кратный чемпион СССР (1925-1936), установил около 120 рекордов СССР в индивидуальных видах и эстафетах.

Клавдия Ивановна Алешина

Заслуженный Мастер Спорта СССР. 28-кратная чемпионка СССР (1934-1951). Установила около 180 рекордов СССР (1929-1941) в индивидуальных видах и эстафетах.

Леонид Карпович Мешков

Заслуженный Мастер Спорта. 42-кратный чемпион СССР (1932-1952). Установил свыше 120 рекордов на чемпионатах СССР, Европы и мира (из них 13 мировых).

Леонид Николаевич Колесников

Первый советский чемпион Европы по плаванию (Будапешт-1958, 200 метров брассом). Установил мировой рекорд на дистанции 100 метров брассом.

Владимир Иванович Косинский

Трехкратный призер Олимпийских игр 1968 года. Установил мировой рекорд на дистанции 100 и 200 метров брассом.

Аркадий Аркадьевич Вятчанин

Двукратный бронзовый призер Олимпийских игр (2008) на дистанциях 100 и 200 метров на спине. Многократный чемпион Европы (4 на длинной воде, 3 на короткой), многократный призер чемпионатов мира.

Галина Николаевна Прозуменщикова

Завоевала первую для сборной СССР золотую олимпийскую медаль в плавании Заслуженный мастер спорта СССР по плаванию стилем брасс (1964). Олимпийская чемпионка (1964, Токио) на дистанции 200 метров брассом, 4-кратный призёр Олимпийских игр (1968,Мехико и 1972, Мюнхен) в индивидуальных заплывах брассом. 3-кратная чемпионка Европы (1966, 1970), многократная чемпионка СССР (1963-1972). Четырежды устанавливала мировой рекорд на дистанции 200 метров брассом.

Владимир Валерьевич Буре

4-кратный призер Олимпийских игр (1968, 1972). 2-кратный призер чемпионатов мира (1973, 1975), чемпион Европы (1970), 5-кратный призер чемпионатов Европы (1970, 1974, 1977) 17-кратный чемпион СССР (1968-1977) 10-кратный рекордсмен Европы.

Любовь Петровна Русанова

Завоевала 2 олимпийские медали на Играх 1976 года: серебро на дистанции 100 метров брассом и бронзу на дистанции 200 метров брассом.

Андрей Иванович Крылов

Олимпийский чемпион (1980) 3-кратный серебряный призер Олимпийских игр (1976, 1980) Серебряный призер Чемпионата мира (1978), чемпион и многократный призер Чемпионатов Европы.

Сергей Викторович Копляков

Двукратный олимпийский чемпион 1980 года Серебряный олимпийский призер (1976, 1980). 2-кратный призер Чемпионата мира 1978 года.

Сергей Леонидович Фесенко

Чемпион и призер Олимпийских игр (1980). Призер Чемпионатов мира (1978, 1982), 2-кратный Чемпион Европы (1977, 198) Дважды становился призером Чемпионатов Европы(1981, 1983)

Сергей Александрович Русин

Чемпион Олимпийских игр (1980). 2-кратный чемпион Европы (1977) Вице-чемпион Европы (1978). Обладатель Кубка Европы (1976), Чемпион Всемирной универсиады (1979). 4-кратный чемпион СССР (1977, 1978, 1979).

Марина Владимировна Кошевая

На Олимпиаде1976 завоевала золотую и бронзовую медаль - Чемпионка СССР 1976 года. В 1976-78 годах владела мировым рекордом на дистанции 200 метров брассом

Владимир Валерьевич Сальников

4-кратный олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира (1980, 1988) 5-кратный чемпион Европы. Установил более 20 мировых рекордов на дистанциях 400, 800 и 1500 метров (на длинной и короткой воде). Делит с Александром Поповым рекорд среди всех советских и российских пловцов по количеству золотых олимпийских наград (по 4).

Александр Александрович Сидоренко

Чемпион Олимпийских игр 1980), Чемпион Мира и Европы в. Выигрывал чемпионат СССР в комплексном плавании 20 раз в период (1977-1986 гг). Установил мировой рекорд на дистанции 200 метров комплексное плавание.

Ивар Всеволодович Стуколкин

Олимпийский чемпион (1980), бронзовый олимпийский призер (1980) Серебряный призер Чемпионата мира 1982 года

Арсен Мискаров

2-кратный серебряный олимпийский призер (1980) бронзовый олимпийский призер (1980) Серебряный призер чемпионатов мира и Европы.

Александр Юрьевич Чаев

Серебряный призер Олимпийских игр (1980). Чемпион Европы 1981 года. Победитель всемирных универсиад (1979, 1981).

Дмитрий Аркадьевич Волков

Завоевал серебро на Олимпийских играх 1992 года. 2-кратный бронзовый призер Олимпийских Игр 1988 года. 3-кратный призер чемпионатов мира. 4-кратный чемпион Европы и 3-кратный призер.

Геннадий Сергеевич Пригода

На Олимпиаде 1988 года завоевал серебро две бронзы -. На Олимпиаде 1992 года завоевал серебро. Чемпионаты мира: серебро (1986) и 2 бронзы (1991). 2-кратный чемпион Европы. 10-кратный чемпион СССР:.

Вениамин Игоревич Таянович

Победитель Олимпийских игр (1992). Чемпион Европы (1991). 2-кратный призер чемпионата мира (1991).

Игорь Николаевич Полянский

На Олимпийских играх в Сеуле (1988) стал чемпионом и завоевал две бронзовых медали. 2-кратный чемпион мира (1986. 3-кратный чемпион Европы (1985, 1987). 5 раз устанавливал рекорды мира.

Александр Владимирович Попов

За свою карьеру завоевал 4 золотые и 5 серебряных наград на Олимпийских Играх; 6 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовую медаль на чемпионатах мира; 21 золотую, 3 серебряных и 2 бронзовых медали на чемпионатах Европы. Четыре золотые олимпийские медали были завоеваны на Олимпийских Играх 1992 и 1996 гг. Победитель Игр Доброй воли (1994, 1998). Многократный рекордсмен Европы и мира.

Дмитрий Михайлович Лепиков

Олимпийский чемпион (1992) Чемпион Европы (1991, 1993). Рекордсмен мира (1992).

Евгений Викторович Садовый

Трёхкратный олимпийский чемпион (1992), 4-кратный чемпион Европы (1991, 1993). Специалист в плавании вольным стилем. Дистанции 200 и 400 метров, эстафеты. Мировой рекордсмен. Завершил спортивную карьеру в 23 года.

Владимир Владимирович Сельков

3-кратный серебряный призер Олимпийских игр (1992, 1996) на дистанции 200 метров на спине и дважды в комбинированной эстафете 4*100 метров. 3-кратный чемпион мира и призер на длинной воде. Специализация: плавание на спине.

Елена Григорьевна Рудковская

Олимпийская чемпионка (1992) бронзовый призер (1992). В 1991 году на чемпионате Европы выиграла 3 золотые медали:

Денис Владимирович Панкратов

Двукратный олимпийский чемпион (1996) -. Чемпион мира (1994 5-кратный чемпион Европы (1993, 1995)

Яна Александровна Клочкова

Выиграла 5 олимпийских медалей (2000, 2004), Чемпионка мира и многократная чемпионка Европы. Установила мировой рекорд на дистанции 400 метров комплексным плаванием.

Евгений Евгеньевич Коротышкин

Вице-чемпион Олимпийских Игр (2012). Чемпион мира на короткой воде (2008, 2010) Трижды становился Чемпионом Европы (2008, 2010) 3-кратный чемпион Европы в коротких бассейнах.

Александра Викторовна Герасименя

2-кратный серебряный призер Олимпийских игр 2012 года Чемпионка мира (2011,2012) . Чемпионка Европы на дистанции 50 метров на спине (2010, 2012),многократный призер европейских первенств. 5-кратная победительница Универсиад (2009, 2013) и 5-кратный призер Универсиад (2009, 2013).

Станислава Станиславовна Комарова

На Олимпийских играх 2004 года выиграла серебряную медаль в заплыве на 200 метров на спине, это была единственная медаль, завоеванная российскими пловцами в Афинах. 3-кратная чемпионка Европы на длинной воде (2002 и 2004). Вице-чемпионка мира на длинной воде - 200 метров на спине (2001). Многократная чемпионка России.

Андрей Владимирович Гречин

Бронзовый призер Олимпийских игр 2012 года. 2-кратный чемпион Европы (2008, 2010) и 3-кратный вице-чемпион Европы (2006, 2010, 2014) н. 2-кратный вице-чемпион Европы на короткой воде (2012) в эстафетах.

Александр Николаевич Сухоруков

Бронзовый призер Олимпийских игр (2008). 3-кратный вице чемпион мира на длинной воде (2009, 2013). 2-кратный чемпион мира на короткой воде в эстафетах (2008, 2010). Чемпион Европы 2010 года, вице-чемпион Европы 2014 года.

Лариса Дмитриевна Ильченко

Первая в истории олимпийская чемпионка на открытой воде дистанции 10 км (2008 год). Единственная в истории российского женского плавания 8-кратная чемпионка мира. Многократная чемпионка России и победительница этапов Кубка мира по плаванию на открытой воде.

Никита Константинович Лобинцев

Серебряный призер Олимпийских игр (2008), бронзовый призер (2012). 3-кратный серебряный призер чемпионатов мира (2009, 2013, 2015), бронзовый призер чемпионата мира 2013 года. Чемпион мира на короткой воде 2010 года, 4-кратный призер этих соревнований. 2-кратный чемпион Европы на длинной воде (2014), 2-кратный серебряный призер европейского чемпионата на длинной воде (2010, 2014). Чемпион Европы на короткой воде (2013), 3-кратный призер чемпионатов Европы на короткой воде (2009, 2013).

Сергей Васильевич Фесиков

Бронзовый призер Олимпийских игр 2012 года. 5-кратный чемпион Европы на короткой воде (2009, 2011, 2013),. На чемпионате мира 2014 года на короткой воде завоевал золото и серебро.

Анастасия Валерьевна Фесикова (Зуева)

Вице-чемпионка Олимпийских Игр 2012 года Чемпионка мира (2011). 3-кратная вице-чемпионка мира (2009, 2011), 3-кратная чемпионка Европы и многократная чемпионка России.

Данила Сергеевич Изотов

Серебряный и бронзовый олимпийский призер (2004, 2008). Чемпион и многократный призер чемпионатов мира и Европы на длинной и короткой воде.

Юлия Андреевна Ефимова

Бронзовый призер Олимпийских игр 2012 года Чемпионка мира 2009 года. На Чемпионате мира 2013 года завоевала 2 золотые, 1 серебряную 1 бронзовую медаль. Многократная чемпионка и призер чемпионатов Европы и мира на длинной и короткой воде. На Чемпионате мира 2015 года завоевала золотую и бронзовую медаль. Рекордсменка мира.

Владимир Викторович Морозов

Бронзовый олимпийский призер (2012). 2-кратный чемпион мира 2012 года на короткой воде и 2-кратный чемпион Европы 2012 года на короткой воде, многократный призер (2012) на короткой воде. Многократный чемпион России. На Чемпионате мира 2013 года завоевал серебро и бронзу. Чемпион Европы 2014 года.

Трапезников Андрей

Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию. Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека. Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков. Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. В данной работе хочется показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Оха

Секция: «Формирование безопасного здорового образа жизни»

Исследовательская работа

ПЛАВАНИЕ. СТОИТ ЛИ ИМ ЗАНИМАТЬСЯ?

Трапезников Андрей 8 класс

руководитель: Привалова В. В.

учитель ФК МБОУ СОШ № 5 г. Охи

Саяпина Е. Г.

учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 5 г. Охи

Южно – Сахалинск, 2016

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ ………………………………….......4

2.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)……………………….....5

3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЕМ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ…………….......6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...10

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания. Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию. Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека. Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков.
Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что регулярные и систематические занятия плаванием улучшают уровень физического состояния детей и подростков. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала о роли плавания как физического занятия в укреплении здоровья человека и опорно-двигательного аппарата, изучении и систематизации методов антропометрических исследований. Практическая значимость заключается в оценке уровня физического состояния детей, занимающихся и не занимающихся плаванием, определении роли занятий по плаванию в улучшении работы опорно-двигательного аппарата, систематизации методов исследования и проведения оценочной и аналитической работы. База исследования – ДЮСОШ по плаванию г. Оха на Сахалине. Методы исследования – анализ, обобщение, антропометрия, математическая обработка данных.

В данной работе я хочу показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ

Плавание известно человеку с древнейших времен. Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 веков. Среди первых соревнований по плаванию были состязания пловцов в 1515г. в Венеции. В 1538г. вышло первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине 18 начале 19 века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции.

В России еще задолго до начала развития плавания на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму.

Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга – Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания.

В 1928г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.

2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки.

Рис. 1 Физические показатели

Физические упражнения

Сентябрь

2014-2015

Октябрь

2014-2015

Сентябрь

2015-2016

Прыжок в длину с места (см)

6-минутный бег (м)

1000

1125

1200

Наклон туловища из положения сидя (см)

6, 5

6, 5

12, 5

Челночный бег 3*10 м (с)

9, 52

9, 27

9, 06

3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Мы заинтересовались, а действительно ли плавание оказывает благотворное влияние на здоровье пловцов так, что оно отличается от здоровья людей не занимающихся плаванием?!

Для начала мы решили сравнить показатели выносливости и объем легких у пловцов, занимающихся регулярно и с пропусками занятий.

Рис. 2 Показатели развития выносливости пловцов 4-го г. обучения

Пловец

Объем легких

Задержка дыхания (сек.)

Сен.2014г.

Май 2015 г.

На вдохе

На выдохе

Сен. 2014 г.

Май 2015 г.

Сен. 2014 г.

Май 2015 г.

Трапезников А.

2400

2900

Пловец 1

1600

1600

Пловец 2

2000

2100

Пловец 3

3200

3200

Пловец 4

2100

2100

Данные таблицы говорят о том, что выносливость развивается и у тех и у других, однако объем легких увеличивается лишь при систематических нагрузках при регулярных тренировках.

Затем, мы решили выяснить, насколько укрепилось мое физическое здоровье?! Мы проанализировали количество заболеваемости моего брата (который занимался 8 лет) и свои собственные показатели, отраженные в амбулаторных картах. Анализ показал, что в то время, пока мы не занимались плаванием, мой брат болел 28 раз (за 6 лет) и лишь 2 раза, в то время, когда он начал тренировки (за 8 лет). Мои же показатели равны 16 заболеваниям за 8 лет без занятий плаванием, и 6 заболеваниям в период занятий (7 лет).

Рис. 3 Количество заболеваний ОРВИ и ОРЗ до и после начала занятий плаванием Трапезников С.

Рис. 4 Количество заболеваний ОРВИ и ОРЗ до и после начала занятий плаванием Трапезников А.

И последнее наше исследование подтверждает сказанное раннее об укреплении здоровья людьми, занимающимися плаванием. Анализ пропусков уроков по причине болезни моих одноклассников, не посещающих занятия в СОК и тех, кто занимается в бассейне регулярно, говорит о том, что первые (пропускающие занятия по тем или иным причинам) болеют в два, а то и в три раза чаще.

Рис. 5 Показатели пропусков уроков (по причине болезни)

обучающихся 8 б класса МБОУ СОШ № 5

Известно, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Ранее, с помощью анализа объективных показателей здоровья, мы показали, что плавание может обеспечить физическое здоровье. А влияет ли плавание на духовное здоровье человека?

Проведенный нами опрос позволяет сделать выводы о том, что, человек, регулярно занимающийся плаванием, более коммуникабелен, более работоспособен, более организован, чем те, кто не занят во внеурочной деятельности, связанной с таким видом спорта, как плавание.

Рис. 6 Субъективные показатели здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Плавание - один из самых доступных видов спорта. Плавание – это идеальная тренировка. При полной безопасности для связок и суставов оно дает великолепную нагрузку на мышцы и сердечно - сосудистую систему. Кроме того, многие исследования показывают, что еще и отличный сжигатель жира и калорий. Также особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на дыхательную систему, мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей). Этот вид спорта является одним из видов закаливания, оказывает положительное влияние на иммунную систему.

Огромный плюс плавания заключается также в том, что оно практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Наоборот, этому виду спорта обучают даже грудных детей от самого рождения, его также рекомендуют беременным и пожилым людям.

Плавание способствует развитию гибкости тела, повышению выносливости, увеличению работоспособности, поднятию настроения и эффективной борьбе со стрессовыми ситуациями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. "Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.

2. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение»,2004.

3. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,2002.

4. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 132 с.

5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 95 с.

6. Детская спортивная медицина/Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. –М.: Медицина, 1991. – 560 с.

7. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьников / А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М.: Просвещение, 2008. – 110 с.

«Методическая копилка педагога начальной школы»

Лаврентьева Анфиса придумала тему проекта и защищала его на общешкольной научно-практической конференции, а затем и на городском НПК (2 место).

Осуществить работу ей помогли одноклассники, ученики 2 «Ж» класса. Они собирали материал, проводили анкетирование, придумывали содержание и оформление альбома «Плавание секрет - здоровья» и буклета «Идем в бассейн!», занимались распространением буклетов.

Анфиса ходит на занятия плаванием уже несколько лет, а после завершения работы над проектом в эту же секцию записались еще три человека. А все остальные с удовольствием посещают бассейн раз в месяц всем классом. Это объединяет детей и делает их не только более здоровыми, но и дружными, активными и сплоченными.

Гипотеза : большинство думают, что если заниматься плаванием, то здоровье улучшится.

Цель наших исследований: изучение и осмысление, почему плавание полезно для человека.

Задачи:

  • изучить историю плавания в интернет-источниках;
  • выяснить, какую пользу здоровью приносит плавание;
  • определить с руководителем вопросы анкеты, провести анкетирование, проанализировать результаты;
  • подобрать статьи для альбома-справочника «Плавание - секрет здоровья», оформить альбом, буклет для учащихся начальной школы о правилах поведения в бассейне « Идём в бассейн!»

Объект исследования : учащиеся 2 класса.

Предмет исследования : знания младших школьников о пользе плавания

Методы работы :

  • Теоретические: сбор и изучение информации по теме.
  • Практические: опрос (анкетирование, интервьюирование), анализ, обобщение

План работы над проектом

1. Организационно-подготовительный этап.

  1. Определение темы и выдвижение гипотезы.
  2. Составление плана действий.
  3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме.

2. Исследовательский этап.

  1. Проанализировать уровень знаний учащихся вторых классов о плавание.
  2. Взять интервью у мам второклассников об изменении в здоровье их детей при посещении бассейна регулярно.

3. Заключительный этап .

  1. Оформление результатов в виде альбома- справочника «Плавание - секрет здоровья» и буклета« Идём в бассейн!»
  2. Защита проекта.
  3. Представление проекта ученикам вторых классов

В процессе поиска доказательств гипотезы проекта «О пользе плавания», мы узнали об истории возникновения плавания, когда была написана первая книга о плавании и сделан первый набросок плавательного круга, в каком году этот вид спорта вошёл в программу Олимпийских игр.

Мы выяснили, какие существуют способы плавания, и чем они отличаются друг от друга. Оказывается, что однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Мы узнали, какое влияние оно оказывает на здоровье человека. Природа наделила человека умением плавать с самого рождения, но не все родители закрепляют это с самого раннего возраста. Известны случаи, когда дети становились мировыми рекордсменами или олимпийскими чемпионами. Мы узнали, что многие животные умеют плавать, а дельфинотерапия помогает при лечении самых разных болезней. Плавание изображается на марках, монетах.

В процессе поиска ответа на вопрос: «Почему плавание полезно для человека?», мы выяснили, что не все дети умеют плавать и единицы занимаются профессионально с тренером. Но многие считают его полезным видом спорта.

Гипотеза нашей работы, что если заниматься плаванием, то здоровье улучшится, подтвердилась. Польза плавания для здоровья очень большая. Самым интересным фактом для нас оказалось то, что ребёнок умеет плавать с самого рождения.

Цель исследования достигнута. Я и мои одноклассники узнали, когда возникло плавание, как оно развивалось на Руси, и когда было включено в Олимпийские игры. Мы различаем разные способы плавания. Многие из нас стали чаще бывать в бассейне. Разработаны правила поведения в бассейне.

Плавание - вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это очень полезный и одновременно приятный вид спорта. Мы призываем всех: пойдемте в бассейн!

Исследовательский проект «О пользе плавания»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Плавание – моё увлечение Выполнил: ученик класса 3-4 Валерий Власов Руководитель: Ольга Петровна Белоусова

2 слайд

Описание слайда:

Когда я пошел в первый класс, папа записал меня на плавание. Здесь я научился держаться на воде, нырять и плавать. Я очень люблю плавание! Я считаю, что плавание - это круто! Данный исследовательский проект – прекрасная возможность узнать о своем увлечении что-то новое и интересное. А также рассказать о нем другим.

3 слайд

Описание слайда:

Цели моего исследования: 1. Узнать, что такое плавание и каковы его виды. 2. Какова история возникновения плавания. 3. Понять, как влияет этот вид спорта на здоровье человека. 4. Как повлияло плавание на моё здоровье? Проведение краткой диагностики своего здоровья за последний год. Актуальность моей работы состоит в том, что проблема физического воспитания детей, развития у них потребности в здоровом образе жизни стоит достаточно остро. На своем примере хотелось бы показать, каким образом спорт влияет на здоровье школьника. Мы должны осознавать, что успешная жизнь, процветание государства во многом зависят от состояния здоровья каждого из нас. Будем здоровы мы – будет сильной наша страна!

4 слайд

Описание слайда:

Плавание – это передвижение по поверхности воды, умение и способность так передвигаться. Данное определение взято из толкового словаря Ожегова С.И.

5 слайд

Описание слайда:

Первым стилем стал способ плавания «по-собачьи». Его древние люди переняли у животных. Он просуществовал довольно долгое время, пока его не сменил брасс. И тот стал основой для всех последующих нововведений. Спортивное плавание появилось в конце XV века. В 1515 г. в Венеции проводились состязания пловцов, это были одни из первых соревнований по плаванию. Наиболее известная в России школа плавания была основана в Шувалове, недалеко от Петербурга, в 1908 г. Учёные выяснили, что плавание зародилось ещё в древности. Были найдены рисунки на стенах пещер, которые относятся предположительно к 5000 лет до н. э.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

К спортивным способам плавания относятся: вольный стиль (кроль на груди), баттерфляй, брасс, кроль на спине. По скорости самым быстрым способом плавания является кроль на груди, затем баттерфляй, кроль на спине и брасс. Спортивный вид плавания заключается в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

8 слайд

Описание слайда:

Спортивные прыжки в воду – одно из самых зрелищных соревнований по водным видам спорта. Спортсмены прыгают с трамплина или вышки, выполняя во время прыжка ряд акробатических действий (винты, обороты, вращения). Подводное плавание - это плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений.

9 слайд

Описание слайда:

Игровое плавание - это использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, развивают координацию, способствуют воспитанию чувства товарищества и появлению инициативы. Одна из таких игр - водное поло - стала олимпийским видом спорта.

10 слайд

Описание слайда:

Фигурное или синхронное плавание - это совокупность различных движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. При оздоровительном плавании различные плавательные движения используются в лечебных, профилактических, восстановительных, тонизирующих, гигиенических, закаливающих и др. целях. Прикладное плавание – это способность человека держаться на воде и производить в воде жизненно необходимые действия. Умение плавать необходимо людям многих профессий, например, рыбакам, работникам флота, биологам, военнослужащим, геологам, спасателям.

11 слайд

Описание слайда:

Занятия плаванием не только приносят мне удовольствие, но и укрепляют мое здоровье. В чем же его польза? Плавание способствует повышению силы дыхательных мышц и увеличению их тонуса, усиливает вентиляцию легких, способствует увеличению жизненного объема легких. В результате регулярных занятий плаванием также увеличивается показатель максимального потребления кислорода. Пловцы установили своеобразный рекорд потребления кислорода в минуту – 5 литров. Я пока еще не достиг таких результатов. Значит нужно больше тренироваться! Сердечно-сосудистая система У регулярно плавающих людей возрастает сила сердечных мышц, увеличивается мощность сердца. Плавание также способствует улучшению состава крови. Дыхательная система

12 слайд

Описание слайда:

Костно-мышечная система Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц. Это увеличивает их работоспособность и силу. Также во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник. В результате он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Как мы видим, занятия плаванием в школьном возрасте весьма важны для обеспечения гармоничного физического развития.

13 слайд

Описание слайда:

Плавание положительно влияет и на нервную систему человека: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов и, в конечном результате, на умственную деятельность. Вот почему учащиеся, постоянно занимающиеся спортом, лучше успевают по общеобразовательным предметам. Иммунная система Всем известно, что плавание - эффективное средство закаливания, оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и, следовательно, делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает усталость, улучшает сон, внимание и память. Регулярные занятия плаванием помогают развивать в себе такие качества, как дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность.

КГУ «Гимназия № 2»

Исследовательская работа:

Занятие плаванием как средство укрепления иммунитета

Направление: Науки о человеке Секция: медицина

Исполнитель: Зеленков Никита

КГУ «Гимназия № 2», 3 «Б» класс

Руководитель: Набиулина Г. У.

Преподаватель КГУ «Гимназия № 2»

г. Рудный

2014 г.

АННОТАЦИЯ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СВЯЗЬ МЕЖДУ ЗАНЯТИЕМ ПЛАВАНИЕМ И ИММУНИТЕТОМ 6

1.1 Что такое иммунитет 6

1.2 Влияние плавания на организм человека 7

1.3. Закаливание плаванием 9

ГЛАВА II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 10

2.1 Анкетирование по проблеме исследования 10

2.2 Беседа с медицинским работником 12

2.3 Беседа с тренером 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 18

АННОТАЦИЯ

Ввиду экологической обстановки, которая сейчас царит на планете и возрастающей нагрузки на детский организм происходит ослабление здоровья и самочувствия учащихся. Всё это признак слабой иммунной системы. Как укрепить иммунитет? Поможет ли занятия плаванием укрепить иммунную систему? В связи с этой проблемой исполнитель и выбрали тему:«Занятие плаванием как средство укрепления иммунитета». Вы­двинул гипотезу: что если ученики младших классов будут знать о влиянии занятия плаванием на укрепление иммунитета, то они изменят своё отношение к своему здоровью.

В данной работе дается понятие иммунитет. При­чины его ослабления, и факторы укрепления иммунитета. Мнение медицинского работника и тренера по плаванию по проблеме исследования. Влияние плавания на закаливание и укрепление здоровья. Исследовательская часть работы включает в себя:

Анкетирование 3 «Б» класса КГУ «Гимназия № 2»

Беседу с медицинским работником

Беседу с тренером

Полностью и глубоко изучив данную тему, исследователь пришёл к заключению что:

1. Каждому необходимо укреплять свой иммунитет.

2. Закаливание укрепляет здоровье.

3. Плавание способствует повышению иммунитета.

Сегодня плавание – это и гимнастика, и аэробика, и походы в бассейн всей семьей, и плавание в ближайшем водоёме и многое-многое другое, из чего состоит жизнь современного человека. Плавание избавляет от многих болезней, положительно влияют на настроение, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными. Все учащиеся данного класса хотят иметь крепкое здоровье. Тем самым подтверждая гипотезу, выдвинутую в начале исследования.

Будьте всегда здоровы!

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы для большинства учеников начальной школы стало возросшее заболевание вирусными инфекциями. Причины этого самые разнообразные: ухудшение условий окружающей среды, возрастающая нагрузка на детский организм, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. Происходит ослабление здоровья, ухудшается самочувствие. Всё это признак слабой иммунной системы. Как укрепить иммунитет? Поможет ли занятия плаванием укрепить иммунную систему? В связи с этой проблемой мы и выбрали тему: «Занятие плаванием как средство укрепления иммунитета».

Цель исследования: изучить влияние занятия плаванием на укрепление здоровья младших школьников.

Объект исследования: учащиеся 3 «Б» класса КГУ «Гимназия №2».

Предмет исследования : иммунитет.

Гипотеза: Я предположил, что если ученики младших классов будут знать о влиянии занятия плаванием на укрепление иммунитета, то они изменят своё отношение к своему здоровью.

Задачи исследования:

    Изучить литературу по данной проблеме;

    Познакомиться с понятием - иммунитет;

    Установить влияние плавания на укрепление иммунной системы;

Методы исследования:

Изучение литературы по теме исследования;

Изучение деятельности по теме исследования;

Анкетирование;

Метод математических подсчетов.

База проведения исследования: исследование проводилось на базе КГУ «Гимназии №2» классном кабинете 3 «Б» класса № 204

Практическая значимость исследования: состоит в возможности ис­пользования материалов исследования как пропаганда здоро­вого образа жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по­средством:

Выступление на классном часе;

Ознакомления с правилами безопасности на воде.

Структура: исследование состоит из введения, и двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СВЯЗЬ МЕЖДУ ЗАНЯТИЕМ ПЛАВАНИЕМ И УКРЕПЛЕНИЕМ ИММУНИТЕТА

      Что такое иммунитет

Иммунитет (Immunitas ) с латинского языка означает «освобождение от податей». Микробы попадают в организм и требуют «подати» - расплаты болезнью. Организм мобилизует защитные силы иммунитета для уничтожения врагов.

Иммунитет – это способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма.

Существует два вида иммунитета – естественный и искусственный. Естественный иммунитет даётся человеку при рождении, а также вырабатывается после перенесённого заболевания. Искусственный иммунитет – при вакцинации. Ребёнку с первого дня рождения делают прививки.

Иммунитет - наш телохранитель, храбрый защитник от многих напастей и неприятностей. День и ночь он неустанно борется с бактериями и вирусами, выводит токсины и уничтожает чужеродные клетки. Кому-то с иммунитетом везёт с детства. Но даже сильный иммунитет часто устаёт и теряет былую мощь. Осенью мы чаще болеем - чихаем и кашляем, температурим и хандрим. Причина большинства этих недугов - ослабленный иммунитет.

Первые признаки снижения иммунной активности - быстрая утомляемость, хроническая усталость, сонливость или, наоборот, бессонница, головная боль, ломота в мышцах и суставах.
Почему слабеет защита

Иммунная система - сложнейший механизм, который реагирует на мельчайшие изменения внешнего мира и организма. Огромные бреши в иммунной броне пробивают

    плохая экология

    неправильное питание

    малоподвижный образ жизни

    дефицит витаминов

    стрессы, перенапряжение

    вредные привычки

    хронические заболевания

    вирусные инфекции,

    неизвестные новые микробы

Осенний период – это быстро наступающие сумерки, слякоть, унылый пейзаж за окном - несёт душевный дискомфорт, который тоже не идёт на пользу организму. Результат не заставляет себя ждать: промочили ноги, чуть дольше обычного задержались на холодном ветру - и на следующий день уже в постели с ангиной.

Как укрепить иммунитет

Для укрепления иммунитета необходимо:

    соблюдение режима дня

    личная гигиена

    физические упражнения

    прогулки и игры на свежем воздухе

    закаливание

    регулярное и разнообразное питание

    позитивный настрой

      Влияние плавания на организм человека

Некоторые родители начинают обучать детей плаванию вскоре после рождения. Многие «отдают детей в бассейн» в 6-7 лет. Плавание помогает ребёнку правильно развиваться. Лечебное воздействие плавания на организм отмечается многими специалистами. Оно благотворно влияет на организм человека.

Физическое развитие.

Во время плавания человек совершает в воде активные и естественные движения. Поочерёдное напряжение и расслабление разных групп мышц увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник. Это способствует укреплению мышц, костей. Формируется хорошая осанка. Активные движения ног в воде укрепляют стопы и предупреждают плоскостопие. Во время плавания тренируются даже самые мелкие группы мышц, и регулярно плавающий человек становится сильным и выносливым.

Развитие сердечно – сосудистой системы.

Во время плавания активно работает и тренируется сердечно – сосудистая система, что положительно влияет на здоровье. Прохладная, а иногда даже холодная вода в ходе тренировок проводит настоящую гимнастику сосудов. В результате они становятся более эластичными. На начальном этапе воздействия прохладной воды на тело происходит сужение капилляров кожи. Как следствие, кровь из этих сосудов приливает к внутренним органам и приносит им дополнительные питательные вещества и кислород. После кратковременного спазма капилляры расширяются и происходит их заполнение резервным запасом из печени. Таким образом активизируется кровообращение всего организма.

Укрепление дыхательной системы.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания. Наблюдается хорошая согласованность дыхания с движением. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость легких.

Психическое развитие.

Вода для человека – естественная среда. Расслабляющее действие воды снимает стресс, поднимает настроение, улучшает сон и аппетит. Таким образом, укрепляется вся нервная система, что способствует естественному психическому развитию ребёнка. Плавание развивает такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, решительность, самообладание, смелость, самостоятельность.

      Закаливание плаванием

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды, повышается общий тонус организма.

К плаванию можно относиться по-разному. Можно заниматься серьёзно этим видом спорта, участвовать в соревнованиях, завоёвывать медали и призовые места. А можно плавать один раз в неделю просто «для себя». В любом случае плавание принесёт пользу вашему здоровью.

ГЛАВА II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

2.1. Анкетирование по проблеме исследования

Среди учеников 3 « Б» было проведено анкетирование по следующим вопросам:

Что такое иммунитет?

Почему слабеет иммунитет?

Что укрепляет иммунитет?

Знаешь ли ты, какой у тебя иммунитет?

Рис. 1 Анкетирование.

положительных ответов

Так выглядит диаграмма ответов на анкету в процентном отношении, что говорит о том, что они недостаточно знакомы с данной проблемой.

После моего рассказа об иммунитете, ученики нашего класса ответили на вопросы:

Рис. 2 Анкетирование.

Что ты делаешь для укрепления иммунитета?

Рис. 3 Анкетирование.

Данные опроса говорят о том, что ребята лучше познакомились с тем, как надо укреплять свой организм.

В ходе исследования я сравнил уровень заболеваемости учеников по месяцам.

Рис. 4 Таблица уровня заболеваемости

переболевших детей

Из данной диаграммы мы видим, что дети, которые не занимаются плаванием болеют значительно чаще, чем те, которые занимаются плаванием.

В нашем классе в течение года не болели два человека: Горбунов Ваня и я.

2.2. Беседа с медицинским работником

Рахимой Ермагамбетовной Калиевой

Рахима Ермагамбетовна Калиева рассказала нам:

Иммунитет – защита нашего организма. Каждый может укрепить свой иммунитет. Для это надо соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Дети с крепким иммунитетом мало болеют или совсем не болеют, хорошо учатся, у них развита память. Всегда хорошее настроение.

Для здоровья и правильного развития ребёнка у нас в школе ежегодно проводятся:

    Медосмотры бригадой врачей: лор, окулист, хирург, стоматолог, педиатр.

    Проверяется: рост, вес, контроль массы тела.

    Обязательно горячее питание в школьной столовой. Разнообразное меню с подсчётом килокалорий.

    Организация летнего досуга, пришкольный лагерь.

    Проводятся профилактические прививки.

2.3. Беседа с тренером

Светланой Геннадьевной Давыдовой

Тренер по плаванию Светлана Геннадьевна рассказала о значении плавания для организма человека.

Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно - сосудистой системы. Во время плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят изменения в составе крови.

Плавание закаляет организм человека, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям.

Игра «Мина»

Ведущий бросает мяч в середину бассейна. Играющие, оттолкнувшись от дна, скользят под водой. Нужно продвигаться так, чтобы не задеть мяча своим телом – «не взорвать мину». Побеждает игрок, который выполнит задание первым.

Игра «Попади торпедой в цель»

Два участника игры становятся с обручами напротив своей команды на расстоянии 3 – 4 метров от нее. Каждый из игроков должен оттолкнуться от бортика бассейна и выполнить скольжение по воде сквозь обруч. Выигрывает команда, которая метко попадает в цель «торпедой. Победитель – команда, имеющая больше попаданий в цель.

Игра «Перетягивание»

Две команды, взявшись за веревку или палку, пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Победитель – команда, перетянувшая соперника.

Игра «Курьер»

Соревнующиеся плывут любым способом на любое расстояние, держа предмет в руке. Победитель – участник, не замочивший «донесение» и переплывший первым.

Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование, я выяснил и доказал, что существует проблема высокой заболеваемости у детей школьного возраста, из-за ослабления иммунитета. Между иммунитетом и занятием плаванием существует прямая связь. Ослабление иммунитета представляет большую опасность, потому что частые заболевания приводят к хроническим болезням. Неправильно думать, что иммунитет не нуждается в укреплении.

Плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

Каждый может укрепить свой иммунитет. Можно заниматься плаванием, участвовать в соревнованиях и завоёвывать медали, а можно просто ходить в бассейн и плавать «для себя». В летнее время купаться в водоёмах и закалять свой организм. Всё это укрепит ваш иммунитет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

    Жексенбаева У. Б. Организация научно - исследовательской деятельности школьников. - Алматы, РАДиАЛ, 2005.

    Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 1988.

    Фирсов 3.П. Плавание для всех. - М.: «Физкультура и спорт», 1983.

    Козлов А.В. Плавание доступно всем. Сост. А.М. Кондратов. - Л.: Лениздат, 1986.

    Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. - М.: «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002.

    Велитченко В.К. Как научиться плавать. - М.: «Терра-Спорт», 2000.

Как организовать закаливание

    Закаливание является общедоступным и эффективным средством повышения иммунитета человека к различным простудным заболеваниям.

    В ходе занятий за счёт сочетания холодных нагрузок и двигательной активности происходит активизация работы системы терморегуляции организма.

    Начинать закаливание лучше летом.

    В начале тренировок нужно помнить о необходимости проведения подготовительных разогревающих и разминающих упражнений.

    Подготовительный курс на суше: влажное обтирание, обмывание ног прохладной водой, обливание, контрастный душ.

    Обязательным является постепенное снижение температуры воды.

    Строго дозировать время пребывания в воде.

    Занятия должны проводиться регулярно, иначе эффект закаливания будет снижаться.

    Наибольший эффект повышения иммунитета достигаются при занятиях в зимний период.

    Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте.

    Перед закаливанием обратиться за консультацией к врачу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры на воде

Водные игры полезны всем - и взрослым и детям. Они помогают в лечении некоторых болезней, закаливают организм, помогают перебороть страх перед водой и являются отличным развлечением во время купания.
Здесь собраны интересные водные игры, как для уже умеющих плавать, так и для учащихся пловцов.
Морской бой
Детей делим на 2 команды, они становятся в 2 линии по пояс в воде. Их задача - так обрызгать противника, чтобы он отвернулся к ним спиной. Тот участник, который повернулся спиной к противнику - выбывает. Побеждает та команда, в которой игроки устояли под натиском врага.
Трамплин
Это веселая игра. Участвовать могут 3 - 7 человек. Задача такая - зайти всем в воду по грудь, затем поднять одного участника, раскачать и выбросить его как можно дальше. И так по очереди, упавший возвращается ко всем участникам и продолжает участвовать в этой игре.
Чехарда в воде
Участники должны зайти в воду глубиной по грудь, встать в колону, распределившись на расстоянии около 2 метров друг от друга. Участники встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Задача последнего игрока - перепрыгнуть, опираясь на плечи впереди стоящего игрока, подбежать к следующему - проплыть между его ног и т.д. до тех пор пока не доберется до начала колонны. Продолжает эстафету участник ставший последним.
Гонка мячей
Это водная эстафета. Играющие делятся на 2 команды, у каждой есть мяч. Команды становятся в шеренги, расстояние между шеренгами 3 метра, а между игроками примерно 1 метр. Задача такая - впередистоящий игрок должен передать сзадистоящему мяч между ног (погружается полностью в воду - с головой), следующий игрок должен сделать то же самое и т.д. Последний игрок - передает мяч над головой впередистоящему и так мяч должен дойти до первого игрока. Побеждает та команда, которая проделала эту процедуру заранее определенное количество раз.
Дельфины
Еще одна эстафетная игра. Участники делятся на 2 команды (можно на 3). Понадобятся пластиковые обручи, они связываются между собой в виде дорожки. Задача игроков - поднырнуть под первый обруч и вынырнуть в его середине, в следующий обруч - нырнуть сверху, а вынырнуть в третий и т.д. Как только участник достигает конца дорожки, нырять начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая проделала этот путь быстрее и сделала меньше ошибок.
Гонка на плавательных досках
Это командная игра, нам потребуется 4 плавательных доски, игра происходит в бассейне. С двух концов бассейна выстраиваются 2 команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки - на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперёд. Их задача - встретиться и обменявшись досками, продолжать движение к противоположному бортику бассейна. Возле противоположного бортика участники передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.
Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятёрки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоёма занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятёрка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.
За мячом в воду
Для игры понадобятся мячи средних размеров (желательно разного цвета) и 2 команды. Задача игроков - как можно дальше бросить в воду мяч, а затем прыгнуть в воду и доплыть до мяча противника, вернуть его на берег толкая перед собой. Первые участники передают мяч вторым и игра продолжается.
Мяч за черту
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том, чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.