Методика обучения плаванию в вузе. Плавание, как обязательная тема для изучения дисциплины «Физическая культура» в ВУЗе

76 77 78 79 ..

11.5.
Плавание в высших учебных заведениях

Программа по физическому воспитанию в высших учебных за­ведениях включает обязательный раздел «Плавание», который ре­ализуется в течение всего периода обучения студентов в вузе в сле­дующих формах: учебные занятия (обязательные и факультатив­ные); занятия в секции спортивного клуба вуза и в спортивно-оз­доровительных лагерях.
Практика использования плавания как средства физического воспитания показывает возможность повышения эффективности учебного процесса в результате совершенствования физических и функциональных способностей студентов; поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности на протяжении всего периода обучения; профессионально-прикладной под­готовки студентов (с учетом особенностей будущей трудовой дея­тельности); формирования у студентов навыков и умений само­стоятельных занятий плаванием; приобретения необходимых зна­ний по основам теории, методики и организации обучения и спор­тивной тренировки по плаванию, выполнения функций судьи по спорту и инструктора-общественника по плаванию.
Обязательный учебный материал программы по плаванию на I и II курсах осваивается студентами в комплексе с другими средст­вами физического воспитания (гимнастические упражнения, спортивные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика и др.).
Для проведения практических занятий на каждом курсе фор­мируются учебные отделения: подготовительное, специальное и спортивного совершенствования. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется на Iкурсе - с учетом состо­яния здоровья, уровня физической подготовленности и спортив­ной квалификации.
На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Практические занятия для студентов этих групп проводятся раздельно. Как пра­вило, на подготовительное отделение зачисляются студенты, кото­рые ранее спортивным плаванием не занимались.
На специальном учебном отделении занимаются студенты, от­несенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
На отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд. В отдельных случаях к занятиям по плаванию на этом от­делении могут быть допущены студенты, не имеющие спортивно­го разряда, но обладающие хорошими способностями и желающие заниматься плаванием.
Численный состав учебных групп подготовительного и специ­ального отделений не должен превышать 15 человек. Количество занимающихся на одного преподавателя (тренера) в отделении спортивного совершенствования зависит от уровня спортивной подготовленности студентов: так, в группах, состоящих из плов­цов III и II спортивного разряда, число занимающихся не долж­но превышать 12 человек; из пловцов I разряда и кандидатов в мастера спорта - не более 8 человек; из мастеров спорта - 4-6 человек.
В процессе учебных занятий по плаванию на самом массовом, подготовительном отделении решаются следующие задачи:

На I курсе - выбор основного способа спортивного плавания и тренировка в этом способе;
на II курсе - сочетание спортивного плавания с занятиями в за­ле скоростно-силовой направленности.
Рекомендуемая преимущественная направленность практиче­ских занятий по семестрам следующая:
1-й и 2-й семестры - совершенствование общей плавательной выносливости;
3-й семестр - скоростно-силовая подготовка;
4-й семестр - чередование тренировки скоростной направ­ленности и совершенствования специальной выносливости [И.А. Федченко, 1989].
На занятиях в 1-м семестре характерно проплывание средних дистанций, используя равномерный метод с постепенным воз­растанием к декабрю интенсивности упражнений (ЧСС - до 170 уд/мин). Моторная плотность занятия достигает 80%; объем плавания по элементам не превышает 20% от общего запланиро­ванного объема упражнений.
Во 2-м семестре рекомендуется проплывание средних и длин­ных дистанций с равномерной и переменной скоростью. Объем плавания по элементам не увеличивается, однако возрастает ин­тенсивность выполнения упражнений (ЧСС - до 180 уд/мин). Мо­торная плотность занятия может достигать 90%.
В 3-м семестре содержание тренировочной программы включа­ет в основном проплывание коротких отрезков и дистанций с не­большой интенсивностью (ЧСС - до 170 уд/мин). Объем плавания по элементам составляет от 30 до 60%; моторная плотность заня­тий достигает 70-80%.
В 4-м семестре планируется проплывание коротких отрезков и дистанций в полной координации с применением повторного и интервального методов тренировки. Рекомендуется 1 раз в 4-5 за­нятиях проводить тренировку ударного характера на совершенст­вование общей выносливости, используя дистанционное плава­ние. Моторная плотность занятий (в зависимости от направленно­сти) колеблется от 70 до 90%.
Занятия в декабре и мае (календарные периоды, предшеству­ющие экзаменационным сессиям) следует постоянно разнооб­разить по содержанию. Целесообразно использовать упражне­ния для изучения и совершенствования техники дополнитель­ных способов и прикладного плавания; включать в занятия раз­личные виды эстафет и проплывание отрезков в повторном ре­жиме.

Перечисленные организационные и методические рекоменда­ции повышают эффективность учебного процесса, а использова­ние плавания как основного вида физических упражнений дает возможность студентам успешно выполнять требования учебной программы и достигать хорошего уровня функционального разви­тия.
На специальном отделении, где плавание является основным ви­дом физических упражнений, занятия планируются с учетом со­стояния здоровья и уровня физической подготовленности студен­тов. Следует подчеркнуть, что занятия для студентов этого отделе­ния являются обязательными на протяжении всего периода обуче­ния в вузе и проводятся в объеме 4 ч в неделю.
В процессе занятий со студентами этого отделения решаются следующие задачи:
укрепление здоровья, закаливание и повышение уровня рабо­тоспособности;
устранение функциональных отклонений и недостатков в фи­зическом развитии и двигательной подготовленности;
коррекция остаточных явлений после перенесенных заболева­ний; содействие стойкой компенсации нарушений в деятельности различных органов и систем, вызванных тем или иным заболева­нием;
постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
приобретение необходимых (допустимых для данной группы) профессионально-прикладных навыков и умений.
При планировании и проведении учебных занятий по плава­нию с этим контингентом следует придерживаться следующих правил:
-дозировка плавательных упражнений должна способствовать равномерности нарастания нагрузки. В то же время упражнения, выполняемые с относительно высокой ЧСС, должны чередовать­ся с активным отдыхом;
-распределение учебного материала следует планировать так, чтобы физиологическая кривая ответной реакции организма на физическую "нагрузку имела наибольший подъем во второй поло­вине основной части занятий;
-при составлении конспекта занятий не следует увлекаться большим количеством разнообразных упражнений;
-подбирать плавательные упражнения и способ плавания нуж­но строго индивидуально;
-при выполнении заданий необходимо обращать особое вни-

Мание на постановку правильного дыхания; исключать упражне­ния, требующие больших мышечных усилий, с задержкой дыха­ния; чередовать физические упражнения со специальными дыха­тельными;
- моторная плотность занятия должна составлять 50-70%.
Особое значение в процессе учебных занятий по плаванию со студентами, отнесенными в специальную медицинскую группу, имеют врачебно-педагогические наблюдения. При учете интен­сивности и объема выполненной плавательной нагрузки необхо­димо наблюдение за внешними признаками утомления во время выполнения упражнений. При чрезмерной нагрузке могут возник­нуть общая слабость, повышенная утомляемость, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца и др. Может появиться также неудовлетворенное состояние после занятия, что обусловле­но несоответствием режима выполнения упражнений состоянию здоровья студентов, уровню их тренированности. В этих случаях необходимы изменение режима, достаточный отдых, проведение углубленного врачебного обследования.
Реакция на физическую нагрузку в процессе занятия студентов на специальном учебном отделении должна проявляться умерен­ными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузки частота сердечных сокраще­ний, артериальное давление, частота дыхания повышаются; пери­од восстановления показателей до исходного уровня обычно не превышает 5-10 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизнен­ная емкость легких и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться (в последнем случае это свидетельствует о на­ступлении утомления). Небольшая степень утомления на занятиях плаванием со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима.
Задачами обучения плаванию на отделении спортивного совер­шенствования являются:
повышение уровня спортивной подготовленности;
приобретение профессионально-прикладных знаний и умений.
Наиболее подготовленные студенты-пловцы, имеющие квали­фикацию не ниже I спортивного разряда, зачисляются в объединен­ные (межвузовские) учебные отделения (группы) спортивного со­вершенствования, независимо от ведомственной подчиненности вузов. Такие отделения создаются на базе одного из вузов города при наличии плавательного бассейна и комплекса спортивных со­оружений, что позволяет проводить подготовку спортсменов в соот­ветствии с современными научно-методическими требованиями.

Для работы в межвузовских учебных отделениях привлекаются ведущие специалисты вузов. Пловцы, занимающиеся у одного тренера (преподавателя), могут представлять разные вузы. Комп­лектование таких групп целесообразно осуществлять с учетом спе­циализации в способах плавания и дистанциях.
Массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа по плаванию в вузе осуществляется совместными усилиями ка­федры физического воспитания и спортивного клуба в следующих формах:
-занятия в спортивной секции плавания;
-занятия в оздоровительных секциях (формирование комп­лексных групп: атлетическая гимнастика + плавание; аэробика + + плавание и т.п.; аквааэробика и др.):
-проведение соревнований по плаванию, водных праздников, массовых проплывов и др.;
-занятий плаванием в спортивно-оздоровительных лагерях;
-строительство спортивных сооружений (в том числе и плава­тельных бассейнов),
Проведение учебной, спортивной и массовой работы по плава­нию должно быть отражено в следующих документах планирова­ния и учета: план по физическому воспитанию, составленный на год; график учебного процесса на учебный год (семестр); рабочий план на учебный год (семестр); план-конспект занятия; журнал учета работы в учебной группе.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на подго­товительном учебном отделении.
2. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на специ­альном учебном отделении.
3. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на отделе­нии спортивного совершенствования.
Рекомендуемая литература
Инясевский К.А. Плавание: Методическое пособие для преподава­телей и студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978.

ст. преподаватель, ФГБОУ ВПО «Казанский федеральный университет»,
г. Казань

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) уже давно стало доминирующим направлением в системе сохранения здоровья нации. В законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» подчеркивается, что именно физическая культура и спорт в образовательных учреждениях должны являться средством сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Целью физического воспитания в высших учебных заведениях, согласно образовательным стандартам 3-го поколения является: овладение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Это означает, что выпускник ВУЗа должен иметь необходимые познания о своем организме и обладать знаниями в области физической культуры. Регулярные занятия физическими упражнениями должны стать важной составляющей его образа жизни, а единство содержания, формы, средств и методов образования должны стимулировать физическое и духовное развитие будущего специалиста. Недостаточная информированность молодежи в вопросах значимости физической культуры, как составляющей части здорового образа жизни, а в условиях учебной нагрузки – фактора снятия умственного и мышечного напряжения, ведет к формированию дефицита двигательной активности и к ухудшению здоровья. Для повышения мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой необходимо дать полный объем информации о средствах и методах физической культуры.

Средства практического раздела (в том числе и виды спорта) в рабочей программе по учебной дисциплине «Физическая культура» кафедрами физического воспитания определяются в каждом учебном заведении самостоятельно. В Казанском федеральном университете занятия традиционно проводятся по направлениям: тяжелая атлетика, аэробика, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол и др.), группы ОФП и СМГ, в которых обучающиеся занимаются на протяжении нескольких лет.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения по предмету «физическая культура» предполагает включение в учебную программу следующие обязательные темы: легкая атлетика (бег 100м, бег 400м-женщины, бег 1000м-мужчины), спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и плавание.

До недавнего времени некоторые темы выпадали из программы обучения из-за отсутствия достаточной материальной базы. Исходя из требований Госстандарта (от которых мы не имеем права отходить), каждый обучающийся в высшем учебном заведении и претендующий на получение диплома о высшем образовании, обязан освоить программу обучения по предмету «Физическая культура» по всем темам. Но исходя из реалий приходится констатировать, что в преподавании дисциплины «физическая культура» в вузе имеются некоторые противоречия: между высоким учебно-методическим потенциалом и неэффективным его применением в разносторонней, гармоничной подготовке студентов в процессе физического воспитания.

Плавание, благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему эффекту – одна из важнейших тем дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях. Плавание является одним из основных разделов социальных программ оздоровления и физического воспитания различных возрастных групп населения. Обучение плаванию – основная профилактическая мера в борьбе с несчастными случаями на воде. Юноши и девушки, умеющие хорошо плавать, всегда смогут оказать помощь тонущему. Становясь в дальнейшем родителями, они смогут обучить своих детей навыкам плавания.

На предмет «Физическая культура» федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено 400 часов учебной нагрузки, из них определенная часть должна быть отведена и на занятия по теме «плавание» и каждый студент должен освоить программу обучения по этой теме. В связи с вводом в действие нового современного плавательного бассейна «Бустан», появилась необходимость для создания новой, более качественной рабочей программы по теме «плавание». Для ее создания необходим анализ базового уровня владения знаниями, умениями и навыками, а также изучение мотивирующих факторов посещения занятий по плаванию и причин нежелания ходить в бассейн. Нами для проведения исследования было составлено несколько анкет, в качестве респондентов выступали студенты 1курса КФУ (400 чел.) Задачи анкетирования предусматривали выявления мотивов потребности студентов в прохождении учебной программы по теме «плавание».

Для изучения мотивов посещения занятий по плаванию обучающимся было предложено 16 мотивов и предлагалось выбрать 5 наиболее значимых для них. Основными мотивами оказались:
— мне нравится плавать (48%);
— занятия плаванием укрепляют мое здоровье (41%);
— хочу совершенствовать свои плавательные навыки (37%);
— хочу улучшить свою физическую форму (31%);
— занятия плаванием улучшают общее самочувствие (25%).
Полученные данные, в результате анкетирования свидетельствуют, что большую значимость для посещения занятий имеет именно личностное отношение к этому виду спорта, что говорит о неразвитости понятия о значимости плавания и его влияния на организм занимающихся.
В то же время, у студентов имеется ложное представление о санитарно-гигиеническом состоянии плавательного бассейна, это подтверждается в полученных результатах при выявлении причин нежелания посещать занятия по плаванию:
— неудобство в расписании занятий (18%);
— дополнительные хлопоты (приобретение медицинской справки и покупка плавательных принадлежностей) (14%);
— высокая концентрация хлора в воде (12%);
— не комфортная температура воды (8%);
— не вижу необходимости посещать занятия, так как достаточно хорошо плаваю(10%).
Конечно, для улучшения качества учебного процесса необходимо учитывать отрицательные стороны, связанные с организацией занятий по плаванию.

Исследуя уровень знаний, выявлено, что 86% студентам необходимы знания в области плавания, 81% обучающихся считают свои знания достаточными, чтобы применять их в жизни. Из общего количества студентов, лишь 8% имеют представление о способах плавания. На вопрос: знаете ли вы, как влияет плавание на организм человека, 99% респондентов ответили положительно, однако в результате устного опроса выяснилось, что 75% студентов не смогли сказать на какое физическое качество, плавание оказывает более выраженное воздействие, что еще раз свидетельствует о том, что студенты обладают низким уровнем знаний в области плавания. Также можно предположить, что если далее исследовать уровень знаний по другим темам учебной программы, «картина» не будет существенно отличаться. Несмотря, на обилие источников доступа информации в наши дни, с небольшим перевесом основные знания студенты, все таки, получают от преподавателей физической культуры-36%, от друзей-34%, из интернета — 20% и лишь 2% от родителей, а ведь именно они в первую очередь должны прививать интерес к физкультурно-спортивному стилю жизни.

Анализируя умения и навыки у студентов умеющих плавать, выяснилось, что 83% научились плавать в школьном возрасте, из них 17% опрошенных в возрасте старше 17 лет, причем научившись плавать в более старшем возрасте, у обучающихся появляется желание усовершенствовать свои плавательные навыки, что положительно сказывается на мотивационно-ценностном отношении к физической культуре и потребности в регулярных занятиях для физического самосовершенствования. На вопрос: владеете ли вы навыками оказания помощи пострадавшим на воде, 41% студентов ответили утвердительно, 11% из них приходилось оказывать помощь в реальной жизни. Поэтому 87% респондентов считают, что занятия по плаванию в вузе необходимы, 2% опрошенных занятия не нужны и 11% студентов затрудняются ответить.

На сегодняшний день, занятия по плаванию студенты КФУ посещают по желанию. Конечно, нельзя спорить с тем, что возможность заниматься физической культурой с учетом спортивных интересов является мощным мотивационным фактором. Но анализируя требования госстандарта и исследования других авторов, что осознание роли и значения физической культуры приходит в более старшем возрасте, все обязательные темы по дисциплине «Физическая культура», обучающиеся должны осваивать в полном объеме. Такой подход к организации и проведению занятий повысит их эффективность и результативность, будет способствовать положительной динамике в изменении уровня физической подготовленности студентов, улучшению их психоэмоционального состояния, социального самочувствия и здоровья в целом, а так же сформирует множество умений, навыков и знаний у студентов, как будущих родителей для успешного воспитания здорового поколения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Описания этапов эволюции плавания как вида спорта, культа тела в Древней Элладе. Характеристика особенностей плавательных видов спорта: прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло. Анализ оздоровительного эффекта и прикладного значения плавания.

    презентация , добавлен 10.12.2011

    История плавания. История плавания. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания. Общая характеристика отдельных техник плавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй. О некоторых принципах обучения плаванию.

    реферат , добавлен 30.04.2004

    Исторический экскурс в историю плавания, его влияние на здоровье человека. Стили плавания (брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй). Роль плавания в повышении качества физической подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России.

    реферат , добавлен 10.07.2016

    Плавание как учебный предмет, область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания и методику обучения. Понятие и разновидности техники плавания. Согласование движений рук и ног.

    реферат , добавлен 27.05.2013

    История плавания, первые Олимпийские игры. Механизм воздействия плавания на органы дыхания. Плавание как эффективное средство закаливания. Основные средства общей физической подготовки. Группы силовых упражнений. Характеристика основных свойств воды.

    доклад , добавлен 11.01.2012

    Кроль и брасс как наиболее популярные и быстрые спортивные способы плавания. Общее представление о технике плавания шестиударным кролем на груди. Положение тела и движение ногами. Движения руками и дыхание. Техника плавания брассом: основные правила.

    презентация , добавлен 19.11.2011

    Плавание как вид спорта, история его зарождения и развития в России. Обучение плаванию в русских войсках при Петре I. Эволюция способов и техники плавания. Развитие других плавательных видов: водного поло, синхронного плавания, подводного спорта.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Основные принципы организации оздоровительных занятий по плаванию для больных гипертонией. Исследование и оценка уровней показателей физического состояния больных гипертонией на момент первичной диагностики. Комплекс занятий плаванием для оздоровления.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • владеть основными навыками спортивного и прикладного плавания; способами и приемами оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде;
  • уметь формировать с учетом возраста, пола и подготовленности занимающихся;
  • планировать индивидуальные и групповые уроки по начальному обучению плаванию лиц различного возраста и подготовленности;
  • организовывать и проводить соревнования по плаванию с различным контингентом занимающихся;
  • применять на занятиях по плаванию и методы, адекватные поставленным задачам;
  • оценивать эффективность используемых средств и методов формирования и совершенствования двигательной активности при занятиях плаванием;
  • использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности занятий по плаванию;
  • применять комплекс средств и методов формирования у обучающихся представлений и потребности в здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля за состоянием своего организма;
  • подбирать средства и методы для начального обучения технике различных способов плавания;
  • выполнить необходимые мероприятия по ;
  • провести занятие или часть занятия по начальному обучению плаванию.

Для определения уровня плавательной подготовленности студентов предлагается дифференцированная оценка техники трех спортивных способов плавания на основе наиболее часто встречающихся типичных ошибок при выполнении двигательных действий в воде.

Оценка «5» выставляется за выполнение движений, соответствующих требованиям к модельным характеристикам.

Оценка «4» выставляется за незначительные ошибки (неточное выполнение отдельных деталей техники, ведущее к снижению эффективности движений в воде).

Оценка «3» выставляется при наличии значительных ошибок, влияющих на эффективность пловца в воде в конкретном способе плавания.

Оценка «2» выставляется за грубые ошибки, искажающие основу техники двигательного действия.

Оценка «1» выставляется, если студент не может перемещаться по поверхности воды, используя движения, характерные для оцениваемого способа плавания.