Где лечебная гимнастика. Средства ЛФК

Основное средство ЛФК - физические упражнения , применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. К основным средствам относятся - массаж и естественные факторы природы , использование которых усиливает действие физических упражнений и позволяет широко использовать их в различных средовых условиях и вариантах комплексирования. Составной частью ЛФК являются механотерапия, роботизированная техника, трудотерапия .

Физические упражнения делятся на гимнастические упражнения, спортивно-прикладные упражнения, игры.

1 . Гимнастические упражнения представляют собой специаль-но подобранные сочетания естественных для человека движе-ний, разделенных на составные элементы. Применяя гимнас-тические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы, можно совершенствовать об-щую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Они составляют наиболее обширную группу и подразделяются на основе четырех признаков: анатомического, активности выполнения, видового признака, использования предметов и снарядов.

По анатомическому признаку гимнастические упражнения делятся на упражнения для: а) мелких мышечных групп (кисть, стопы, лицо); б) средних мышечных групп (шея, предплечья, голени); в) крупных мышечных групп (бедра, плечи, туловище, таз). Дифференцировать упражнения необходимо в связи с тем, что величина физической нагрузки зависит от количества включенной в движение мышечной массы.

По признаку активности выполнения упражнения делятся на актив-ные (выполняются больным самостоятельно), активно-пассивные упражнения (выполняются комбинированно: самим больным в сочетании с помо-щью инструктора-методиста по ЛФК), пассивные (выполнятся руками инструктора-методиста по ЛФК с волевым усилием больного). На различных этапах реабилитации преобладают соответствующие по степени активности упражнения.

В большей степени предпочтение отдается активным упражнениям, которые в свою очередь, подразделяются на облегченные (на скользящей поверхности, подвесках, в воде), свободные (без силового компонента), с усилением (волевым, отягощением, сопротивлением и др.), на расслабление и растяжение мышц (стрейтч). Пассивные упражнения делятся на выполняемые специалистами по ЛФК и самостоятельное пассивное расслабление мышц. Пассив-ные упражнения назначают для предупреждения тугоподвижности в суставах в случаях, когда больной не может выпол-нять эти движения. Они стимулируют возможность активных движений благодаря рефлекторному влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах, суставах.


По видовому признаку (характеру) упражнения делятся на:

а) общеразвивающие, специальные и дыхательные;

б) порядковые и строевые;

в) подготовительные или вводные;

г) корригирующие;

д) упражнения для развития координации движения и равновесия;

е) упражнения в метании и ловле;

ж) упражнения на расслабления;

з) в сопротивлении;

и) висы и упоры;

к) подскоки и прыжки;

л) ритмопластические движения.

Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения. Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального состояния занимающихся, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают и усиливают лечебное действие специальных упражнений.

Специальные упражнения - и збирательно воздействуют на различные органы и системы, оказывая непосредственное лечебное воздействие. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение лечебных задач — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию сформировавшейся деформации, укрепление окружающих мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения являются специальным.

Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями.

Дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные). Ста-тические дыхательные упражнения выполняют в различных ис-ходных положениях без движения ног, рук и туловища. К ним относиться и диафрагмальное дыхание - во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, что увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и легкие заполняются воздухом. Внутрибрюшное давление при этом повышается и брюшная стенка выпячивается. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение. Дина-мические дыхательные упражнения выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.

К дренажным относят дыхательные упражне-ния, целенаправленно усиливающие отток экссудата из бронхов (используют их при различных заболеваниях органов дыха-ния). Следует различать дренажные упражнения (дыхательные) и постуральный (позиционный) дренаж - специально заданные положения тела, направленные на отток экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба». Дыхательные упражнения оказывают успокаивающее действие при нарушении нервной регуляции различных функций организма, применяются для более быстрого восстановления при утомлении, для разгрузки, отдыха после серии общеразвивающих или специальных упражнений.

Для усиления лечебного действия специальных физических упражнений на ранних этапах реабилитации применяют «лечение положением». Под лечением положением понимается специальная укладка конечностей или туловища в положение противоположное порочному, которое способствует достижению определенного корригирующего положения с помощью различных приспособ-лений (лангеты, фиксирующие повязки, лейкопластырные вытяжения, валики и др.). Такое лечение применяется, чтобы создать позицию, физиологически благоприятную для восстановле-ния функции мышц, что особенно важно для предупрежде-ния развитию дистрофических явлений в суставах и патологических синкинезий,

Идеомоторные упражнения - мысленноевыполнения упражнения (двигательного задания). Улучшают трофику, вызывают реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая деятельность кардиореспираторной системы, обмена веществ. Эти упражнения могут сочетаются с пассивными движениями при контракту-рах, параличах и парезах.

Изометрические (статические) упражнения - физические упражнения в виде чередования напряжения и расслабления отдельных мышечных групп без соответствующих движений в суставах; применяются для поддержания нормального функционального состояния мышц конечности, иммобилизированной гипсовой повязкой, для повышения мышечного и сосудистого тонуса.

Порядко-вые и строевые упражнения - построения, повороты и перестроения в сочетании с обычной ходьбой и ходьбой в различных направления. Способствуют улучшению координации движений, вестибулярной функции, совершенствуют навыки в ходьбе, приобретая в некоторых случаях самостоятельное лечебное значение. Их общее влияние соответствует напряжениям умеренной интенсивности, используются на втором и третьем этапах реабилитации. Эти упражнения помогают организации больных при проведении групповых занятий лечебной гимнастикой и применяются в начале и на протяжении каждого занятия.

Улучшают дисциплинированность занимающихся, повышают эмоциональность занятий и прикладное значение. Желательно музыкальное сопровождение этого вида упражнений, если обстановка лечебного учреждения позволяет это сделать. Музыкальное сопровождение упражнений является дополнительным раздражением, поступающим из среды, окружающей человека. Музыка в сочетании с движением становится возбудителем этого движения, облегчая его выполнение.

Подготовительные, или вводные, упражнения подготавливают организм к пред-стоящей нагрузке. Их выбор зависит от задач занятия, а также от уровня физической подготовленности больного. Применение направлено на обеспечение постепенной подготовки больного к предстоящей более высокой нагрузке, имеющей место в основной части занятия лечебной гимнастики. Подготовительные упражнения следуют за порядковыми и составляют содержание первой части занятия. К подготовленным упражнениям относятся различные элементарные общеразвивающие упражнения, вовлекающие в активную деятельность ограниченные мышечные группы и осуществляемые в медленном или среднем темпе и предъявляющие организму больного небольшую физическую нагрузку (отдельные упражнения для рук, ног, туловища). Упражнения обычно применяются в трех основных исходных положениях - лежа, сидя, стоя.

Подготовительные упражнения используются без предметов и снарядов, с предметами и в показанных случаях на снарядах.

Корригирующие упражнения направлены на профилактику или уменьшение дефектов осан-ки, исправление деформации позвоночника, грудной клетки, стоп, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклон-ной плоскости, ношением корсета, массажем). К ним относят разнообразные физические упражнения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. Эти упражнения сочетаются с силовым напряжением и растягиванием. Например, при выраженном грудном кифозе (кифотическая осанка) кор-ригирующее воздействие оказывают физические упражнения, направленные на укрепление мышц спины - исходное положение лежа на животе, стоя, растягивание и рас-слабление грудных мышц - исходное положение лежа на спине; при плоскостопии — укрепление мышц голени и стопы - исходное положение сидя.

Упражнения на координацию движений и в равновесии при-меняются для тренировки вестибулярного аппарата при гипер-тонической болезни, неврологических заболеваниях, в травматологии, Вы-полняются в основных исходных положениях: основная стой-ка, на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них. Широко применяются баланс-платформы различной конфигурации, упражнения на стабилоплатформе. К этой группе упражнений относятся упражнения, формирующие бытовые на-выки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом. Упражнения, восстанавливающие координацию мелких мышечных групп верхних конечностей - лепка, сборка детских пирамидок, мозаики и т.п.

Упражнения в метании и ловле . К упражнениям в метании относятся броски и ловля мячей малого и большого диаметра, различного веса набивных мячей. Упражнения в метании развивают силу мышц пояса верхних конечностей и туловища, ловкость, точность, координацию движений, мышечно-суставное чувство. Расширяется диапазон положительных эмоций, повышается интерес к занятиям; в ряде случаев они способствуют решению и специальных задач, например при травмах верхних конечностей. Повышение трудности упражнений достигается увеличением расстояния до цели, расстояния между партнерами и выполнением бросков в движении.

Упражнениями на расслабление - активно осуществляемые расслабления различных групп мышц. При выполнении упражнений в движение могут вовлекаться отдельные сегменты тела (кисть, стопа), конечность в целом и сочетано конечности и туловище. Их действие направлено на нормализацию повышенного тонуса мышц, наблюдаемого при различных патологических проявлениях (болевые контрактуры, спастические парезы и т. д.), и улучшение общей координации движений. Эти упражнения применяются для снижения повышенного тонуса артериальных сосудов. Используются в сочетании с упражнениями с локализованным мышечным напряжением и упражнениями на растягивание и координацию.

Воздействие на кортикальные процессы и вегетативные функции соответствует напряжениям малой или умеренной интенсивности. При недостаточном овладении больным техникой физических упражнений наблюдаются скованность, повышение тонуса мышц и неадекватное усиление кортикальных и вегетативных функций. Расслабление наиболее полноценно осуществляется непосредственно после напряжения мышц. Если последнее вызвало местное утомление, то расслабление способствует ускорению течения восстановительных процессов.

В практике лечебной гимнастики используется и методика постизо-метрической релаксации мышц (ПИР). В основе методики лежит рефлекторный механизм понижения мышечного тонуса после предварительного напряжения мышцы. Сущность, которого заключается в сочетанном кратковременном (5-10 с) изометрическом напряжении минимальной интенсивности с пассивным растяжением мышцы в последующем (в течение 5-10 с). Повторение таких сочетаний проводится 3-6 раза. В результате в мышце возникает стойкая гипотония и исчезает исходная болезненность.

Упражнения в сопротивлении применяются на втором и третьем этапе реабилитации. Они способствуют укреплению мышц, повышают их элас-тичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно--сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое руками инструктора-методиста по ЛФК или здоровой конечностью. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления в момент разгибания руки, осуществляются за счет работы разгибателей; упражнения же в сопротивлении, такие как перетягивание, выполняются за счет работы мышц сгибателей.

Возможность избирательного влияния преимущественно на отдельные мышечные группы (сгибатели, разгибатели, отводящие, приводящие мышцы) позволяет широко использовать эти упражнений при мышечной гипотрофии . Величина сопротивления зависит от решаемых задач на занятиях лечебной гимнастикой. После выполнения упражнений с сопротивлением необходимо применять упражнение на расслабление мышечных групп или дыхательные упражнения.

Висы и упоры включаются в комплекс лечебной гимнастики. Физиологическая ценность данных упражнений заключается в определенном силовом напряжении. Висы применяются в двух видах: чистые и смешанные . Чистые висы находят ограниченное применение в рамках лечебной физкультуры. Их использование допустимо лишь при благополучном состоянии сердечно-сосудистой системы, поскольку они сопровождаются задержкой внешнего дыхания и создают неблагоприятные условия для функционирования центрального аппарата кровообращения. Фиксированная грудная клетка при чистом виде вызывает натуживание, сопровождающееся повышением внутригрудного давление, задержкой притока венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.

Чистые висы применяются в целях укрепления и растяжения мышц рук и плечевого пояса, развития объема движений в суставах верхних конечностей, разгрузки и вытяжения позвоночника при отсутствии противопоказаний со стороны сердечно-сосудистой системы. Чаще их используют в практике корригирующей гимнастики с детьми и подростками, при восстановлении функции верхних конечностей, нарушенной на почве травматических повреждений. Завершают выполнение упражнений в чистом висе упражнения на расслабление работавших мышечных групп или дыхательные с целью снижения общей физической нагрузки.

При выполнении смешанных висов участвуют мышечные группы рук, ног и туловища при обязательном захвате снаряда руками и опорой ног, это позволяет равномерно распределять усилие на все мышечные группы, не вызывая значительного силового напряжения и задержки дыхания. Благодаря умеренной нагрузке успешно используются в лечебной гимнастике. При помощи упражнений в смешанных висах укрепляют мышцы рук, ног и туловища, развивают движения в суставах конечностей и позвоночника, избирательно увеличивают физическую нагрузку на различные мышечные группы и удачно сочетают ритм движений с дыханием.

Различают упоры чистые и смешанные. Чистый упор - упор на спинки стульев, кроватей и др. - имеет применение преимущественно при травмах нижних конечностей. Смешанные упоры имеют частое применение. В отличие от висов, укрепляющих сгибатели, упоры развивают силу разгибателей. В лечебной гимнастике используют упоры кистями о рейку гимнастической стенки на уровне плеч, груди; упоры о спинку кровати, стула, о стол и упор кистями на полу.

Подскоки и прыжки . Прыжки вовлекают в работу крупные мышечные группы нижних конечностей (преимущественно), выполняются обычно в быстром темпе, что создает большую нагрузку на основные системы организма, являясь в то же время сложным координационным упражнением. В связи с этим они чаще применяются при занятиях с детьми и подростками или лицами молодого возраста и ограниченно - при занятиях с лицами зрелого и особенно пожилого возраста. Целевая направленность применения прыжков: тренировочное воздействие на организм, повышение тонуса, развитие быстроты реакции и координации движений. В отдельных случаях для специального воздействия например, при консервативном лечении камней мочеточника при отсутствии противопоказаний. Различают прыжки на месте и с перемещением вперед, назад, в сторону, с поворотом.

Характерной особенностью ритмопластических упражнений является ритмичность и пластичность движений, которые могут выполняться на месте, с перемещением, без снарядов, со снарядами и предметами (гимнастическая палка, булава, обручи, шарфы, флажки и др.) с музыкальным сопровождением. Ритмопластические упражнения характеризуются закругленностью, мягкостью и плавностью движений. Наиболее показаны эти упражнения для детей и подростков, в женских группах. Применение ритмопластических упражнений дает хороший терапевтический эффект когда нужно снизить напряженность нервно-психической сферы, создать бодрое настроение, отвлекающее больного от болезненных переживаний.

По признаку использования предметов и снарядов упражнения делятся:

а) без предметов и снарядов;

б) с предметами и снарядами (палки, гантели, булавы, мячи надувные и набивные, эспандеры и др.);

в) на снарядах (гимнастическая стенка, скамья, бревно и др.).

К этим упражнениям относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах и тренажерах, которые особенно активно используются с оздоровительными и реабилитационными целями. На занятиях лечебной гимнастикой широко используются следующие предметы: гимнастические палки, резиновые бинты, различные мячи (включая набивные), булавы, гантели, утяжелители, эспандеры, скакалки и др. Для повышения эффективности занятий лечебной гимнастикой сконструировано большое количество разнообразных снарядов , простейших приборов и приспособлений.

Это - валики простые и комбинированные, полувалики, лестнички, блочные приборы, ступенчатые цилиндры и др., с помощью которых можно усиливать развитие функции движений в различных суставах верхних и нижних конечностей, при травматических повреждениях центральной и периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Традиционный перечень снарядов состоит из: гимнастической стенки, гимнастической скамьи, наклонной плоскости, бревна, колец. Применение снарядов направленно на разнообразие содержания занятия, на увеличение физической нагрузки, на преимущественно избирательное воздействие упражнений на отдельные мышечные группы и суставы; на облегчение техники выполнения упражнений.

2. Спортивно-прикладные упражнения восстанавливают или совершенствуют сложные двигательные навыки, оказывают общее оздоровительное действие на организм больного . Спортивные упражнения эффективны для восстановления общей выносливости, обеспечивают максимальное улучшение обменных процессов, являются средством тренировки и выработки компенсаторных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весьма эмоциональны по своему содержанию и методу проведения. Спортивные упражнения соответствующие показаниям занимают ведущее место на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации.

Из спортивно-при-кладных упражнений в лечебной физической культуре наибо-лее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения в равновесии, поднимании и переносе тяжести, до-зированную греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, ле-чебное плавание, езду на велосипеде, лазание по гимнастичес-кой стенке и канату. Эти упражнения используются на завершающем этапе реабилитации и способствуют окончательному восста-новлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывают у больных настойчивость и уверенность в своих силах.

Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, оказывает воздействие на весь организм в целом благодаря ритмичному чередованию напряжения и расслабления мышц, улучшает крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ. Ходьба является неотъемлемой частью большинства занятий лечебной гимнастикой наряду с бегом. С лечебной целью бег используется как при начальных проявлениях некоторых заболеваний, так и в стадии выздоровления. Методика его использования зависит от состояния сердечно-сосудистой системы и степени адаптации к физическим нагрузкам. Бег сочетается с ходьбой различного темпа. По мере адаптации организма к предлагаемым нагрузкам число и длина пробегаемых отрезков постепенно увеличиваются.

Прыжки относят-ся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяе-мым в период выздоровления. Необходимо постепенно подводить занимающихся к выполнению прыжков, предварительно выполняются упражнения для укрепления мышц ног, особенно связочного аппарата голеностопного сустава. Необходимо обращать внимание больных на мягкость приземления. В лечебных целях преимущественно используются подскоки, упражнения со скакалкой. Упражнения в метании помогают восстанавливать коорди-нацию движений, улучшают подвижность суставов, увеличи-вают силу мышц конечностей и туловища, скорость двигатель-ных реакций. В занятиях лечебной гимнастикой используются набивные мячи, диски, копья, мячи с петлей, гранаты.

Лазанье используется в виде передвижения при помощи рук и ног по гимнастической стенке, по наклонной или вертикальной лестнице, реже по канату или шесту. Упражнения в лазанье развивают силу рук, ног, туловища, улучшают координацию движений и подвижность в суставах верхних и нижних конечностей. Ползание в лечебных целях применяется преимущественно в упоре стоя на коленях - коленно-кистевая или коленно - локтевая стойки, которые способствуют разгрузке позвоночного столба от действия силы тяжести и улучшают его подвижность.

Эти упражнения изменяют соотношение высоты положения таза и пояса верхних конечностей в сочетании с движением рук и ног, оказывают локальное воздействие на различные отделы позвоночного столба. Ползание положительно влияет на функцию внутренних органов у больных с заболеванием желудочно-кишечного тракта и с гинекологическими заболеваниями, нарушениями осанки. Ползание следует чередовать с дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении мышц пояса верхних конечностей.

Гребля в ЛФК применяется для общей тренировки, отра-ботки ритмичности движений, способствующих выработке глу-бокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних и нижних ко-нечностей, туловища и подвижности позвоночника. Повыше-ние внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на пищеварение и тканевый обмен. Тренировки на открытых водоемах оказывают оз-доровительное влияние на весь организм.

Лыжные прогулки повышают мышечный тонус организма, улучшают работу кардиореспираторной системы, тренируют вестибулярный аппа-рат, улучшают настро-ение, способствуют нормализации состояния нервной системы, так же как и катание на коньках. Используются на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации и рекомендуются достаточно тренированным лицам, владеющим навыками катания на лыжах и конь-ках.

Упраж-нения в воде (в бассейне) находят большое применение в практике лечебной физической культуры. Теплая вода способствует расслаблению мышц, уменьшению спастичности, снижению тяжести тела и отдельных его частей, облегчению выполнение упражнений. Физические упражнения в воде показаны при травмах, нарушениях и заболеваниях опорно-двигательногоаппарата, остеохондрозах, спондилезах, при пара-личах и парезах., заболеваниях органов дыхания.

С общеоздоровительной целью, а также для укрепления мышц и развития движений в суставах нижних конечностей использу-ется езда на велосипеде, которая тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вестибулярный аппарат, закаливает организм.

3. Игры в ЛФК подразделяются в порядке возрастания нагрузки на четыре группы:

1) на месте;

2) малоподвижные;

3) подвижные;

4) спортивные игры (крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис, баскетбол и др.) и их элементы.

Игры направлены на воспитание у боль-ного решительности, настойчивости, сообразительности, лов-кости, смелости, дисциплинированности, положительно воздействуют на работу всех органов и сис-тем организма. В зависимости от степени подвижности применяются на всех этапах реабилитации.

Лечебный массаж является эффективным средством для лечения различных заболеваний и повреждений, позволяет восстанавливать нормальную деятельности всего организма. Для каждого заболевания разработаны методики массажа, которые основывается на причинах и патогенезе заболевания, клинических форм его проявления, специфики действия тех или иных приемов массажа на организм. Массаж входит в комплекс лечебных мероприятий, проводимых в различных лечебно-профилактических учреждениях - больницах, санаториях, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитационных центрах.

Естественные факторы природы рассматриваются как хорошее дополнение других средств ЛФК В разных формах присутствуют при выполнении физических упражнений. К числу таких факторов относят солнце, воздух и воду. Наиболее полно их действие на организм вместе с ЛФК реализуется, в санаториях, профилакториях и домах отдыха, на курортах. Здесь движение, солнце, воздух и вода выступают как мощный лечебно-оздоровительный комплекс.

Под трудотерапией понимается восста-новление нарушенных функций с помощью специальных по-добранных трудовых процессов. Существует три вида трудоте-рапии: общеукрепляющая, восстановительная, профессиональ-ная. Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного, создает психологические предпосылки для вос-становления трудоспособности; восстановительная — направ-лена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление утраченных функций; профессиональная — вос-станавливает нарушенные производственные навыки, прово-дится на заключительном этапе восстановительного лечения.

С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больных внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность. Правильно организованная трудотерапия наиболее действенна в отношении социальной и трудовой реабилитации больных.

Механотерапия — это восстановление утраченных функций с помощью специальных аппаратов. Применяется главным об-разом для предупреждения контрактур (тугоподвижности) су-ставов. Особенностью механотерапии являются дозированные, ритмически повторяемые упражнения на специальных аппаратах или приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (тренажеры).

Упражнения на механоаппаратах способствуют улучшению крово- и лимфообращения, обмена веществ в мышцах и суставах, восстановлению их функции. Упражнения на тренажерах приводят к увеличению ударного и минутного объема крови, улучшению коронарного кровоснабжения и легочной вентиляции, повышению физической работоспособности. Они могут использоваться при нарушениях жирового обмена, хронических неспецифических заболеваниях органов дыхания (вне обострения) и при сердечно-сосудистых заболеваниях (без недостаточности кровообращения), а также с оздоравливающими целями.

Упражнения на тренажерах приобретают все большее рас-пространение в ЛФК и при реабилитации больных и инвали-дов. Применение тренажеров позволяет точно дозировать на-грузку и развивать разные физические качества: выносливость, силу мышц и др. Для тренировок сердечно-сосудистой систе-мы применяются: велотренажеры (ножные и ручные), лыж-ный и гребные тренажеры, третбаны (бегущая дорожка), и др. Для развития силы различных групп мышц существует большое разнообразие тренажеров: блоковые, силовые - стековые, пневматические и др.

Основоположником механотерапии принято считать Густава Цандера (1835-1920), разработавшего 74 механотерапевтических аппарата, с возможностью строго дозировать сопротивление при выполнении физических упражнений- прототипы современных тренажеров. Наряду с европейскими странами, в нашей стране в 1897 году в Ессентуках был открыт Цандеровский механотерапевтический институт, единственный, сохранивший в работающем состоянии аппараты до настоящего времени.

Совершенствование тренажеров продолжается, каждый год появляются новые или совершенствуются предшествующие модели. В теории и практике оздоровительной и лечебной физической культуры и реабилитационных технологий принято различать две дополняющих друг друга группы тренажеров: кардиотренажеры (циклические или аэробные тренажеры) и силовые тренажеры. Некоторые тренажеры совмещают в себе признаки обеих групп.

Современный этап развития данного направления физической реабилитации связан с внедрением в клиническую практику специальных роботизированных тренажеров , с широкими возможностями моделирования тренировок. Режим моделирования: от полностью пассивных до различной степени активности упражнений, при осуществлении непрерывного компьютерного анализа и контроля двигательного участия пациента.

ЛФК

линия фактического контроля

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. - М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. - 318 с.

ЛФК

лечебная физкультура

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. - С.-Пб.: Политехника, 1997. - 527 с.

ЛФК

Лаборатория физической кинетики

образование и наука, физ.

ЛФК

любительский футбольный клуб
любительская футбольная команда

спорт

Источник: http://ffmo.ru/lfk/zio.php

Примеры использования

ЛФК ЦСКА

ЛФК «Новатор»

ЛФК

литолого-фациальный комплекс

геол.

Источник: http://www.uran.ru/structure/institutions/igg/Lithology/litsov/litsov15.htm


Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЛФК" в других словарях:

    лфк - физкультура Словарь русских синонимов. лфк сущ., кол во синонимов: 1 физкультура (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    ЛФК - [элфэк а], нескл., жен. (сокр.: лечебная физкультура) … Русский орфографический словарь

    ЛФК - Аббревиатура: ЛФК Лечебная физическая культура Также: ЛФК Первенство Любительских футбольных клубов России (такого то года) Список … Википедия

    ЛФК - лечебная физкультура … Словарь сокращений русского языка

    ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК) - ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК), раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем). Основной терапевтический метод лечебная гимнастика (специально… … Энциклопедический словарь

    Лечебная физическая культура (ЛФК) - Медико педагогическая дисциплина, изучающая возможности использования физических упражнений для профилактики обострения и лечения различных заболеваний и повреждений и восстановления трудоспособности. ЛФК использует те же средства и принципы их… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Первенство России среди ЛФК 2008 Урал и Западная Сибирь - Подробности чемпионата Время проведения 1 мая 19 октября Число участников 12 Города 12 Призовые места … Википедия

    ДЕТСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК) - раздел научной медицинской дисциплины (ЛФК), изучающий особенности влияния средств физического воспитания на организм больного ребенка, темпы его роста и развития при патологических состояниях, процессы само генеза, патогенетические механизмы, а… …

    ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК) - научная медицинская дисциплина и область медико реабилитационной практики, занимающиеся изучением и использованием средств физической культуры в лечебных целях, т.е. для лечения заболеваний и повреждений организма человека и социальной… … Психомоторика: cловарь-справочник

    Лече́бная физи́ческая культу́ра - (ЛФК) 1) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; 2) раздел клинической медицины, изучающий рациональное … Медицинская энциклопедия

Книги

  • Система физических упражнений Пилатеса при дефектах осанки и последствиях заболеваний и травм Купить за 899 руб
  • Система физических упражнений Пилатеса. Практическое руководство , Патерсон Джейн. Система упражнений Джозефа Пилатеса - очень популярная сегодня методика, в основе которой - точная диагностика проблемы, составление эффективной программы действия, подбор упражнений,…

В различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое - русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом - мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня , говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина - народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.

Древний Китай

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Например, в древнем Китае преступников помещали в маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии мышцы его конечностей атрофировались. В Древнем Китае гимнастика для лечения впервые упоминается в книге «Кунг-Фу », название которой можно перевести как «трудный путь к совершенству». Эта книга была составленной более 2500 лет до н. э. Она впервые была переведена с китайского языка в 1776 году. Практически все движения современных китайских гимнастик заимствованы из элементов боевых искусств. Упражнения, предназначенные для невооруженной борьбы, трансформировались в одну из совершеннейших систем психофизического воспитания. В Китае физические упражнения для здоровья использовались на протяжении многих тысячелетий. В Древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

Знаменитый древнекитайский медик Хуа То (второй век нашей эры), основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, - поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.

Древняя Греция и Древний Рим

Россия

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия (908-932):

Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырёхлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать.

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко , В. В. Гориневский , В. Н. Мошков (1903-1997), В. В. Гориневская , Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность «Лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

Лечебный массаж , который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы рассмотрим отдельно в силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах . Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьёзный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.

Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней. Цель физкультуры - воспитание здорового человека, а спорта - достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы . В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной . ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии , ортопедии и неврологии . Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять своё место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как раздел медицины состоялась только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии , физиологии и биомеханики при понимании врачами физического движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления ЛФК была система здравоохранения с профилактическим направлением и доступностью.

Средства, формы и методики

Основной терапевтический метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры - это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологическое состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства ЛФК - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах…

  • Занятия на тренажерах.
  • Плавание
    • при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении осанки , при остеохондрозе , сколиозе …);
    • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
    • при заболеваниях дыхательной системы;
    • при заболеваниях пищеварительной системы;
    • при нарушении осанки ;
    • при травмах;
    • при операциях на грудной клетке;
    • при беременности;
    • обучение ходьбе с опорой на трость…

    Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК представлены в табл. 1.

    Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава - это методика) ходьбу с тележкой.

    Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

    ЛФК на дому.

    В наше время актуальным стало и применение лечебной физической культуры на дому у больного.

    Наиболее частой ошибкой родственников пациентов является затягивание периода между выпиской из стационара и началом курса реабилитации . Затягивание с началом курса ЛФК на дому становится губительным, когда выясняется, что попасть в реабилитационный центр не так просто: большая очередь, материальные сложности или общее тяжёлое состояние больного. Ни для кого не секрет, что большинство реабилитационных центров хотят видеть только говорящих, самостоятельно себя круглосуточно обслуживающих, щедро платящих пациентов.

    Большинство пациентов при выписке из лечебного учреждения остаются один на один со своими проблемами и болезнью, ими овладевает апатия, нарастает потеря интереса к окружающему миру. Такие люди в основном лежат и, со временем, перестают двигаться даже в пределах кровати, оставаясь жить в своих мыслях и думах, как, например, после инсульта (ОНМК-острое нарушение мозгового кровообращения ). Степень их страданий передать невозможно: неподвижность, беспомощность, тоска, зачастую 100 % зависимость от окружающих, кажущаяся безысходность.

    Всё это приводит к:

    1 снижению функциональных возможностей организма

    2 застойным явлениям в легких

    3 развитию контрактур и ограничению подвижности в суставах

    4 мышечной дистрофии

    5 мышечному дисбалансу, возникающему в результате вынужденного

    положения тела

    6 образованию пролежней

    7 массивному тромбообразованию

    8 психологическим и психическим дефектам личности

    9 потере ранних, наиболее зффективных сроковреабилитации

    Поиском квалифицированного инструктора - методиста по лечебной физической культуре на дому следует заняться заранее, по возможности не допуская длительных периодов бездействия.

    Реабилитация больных должна начинаться как можно раньше, фактически восстановительное лечение должно проводиться начиная с момента возникновения болезни или травмы, вплоть до полного возвращения человека в общество или достижения оптимальной степени реабилитации . И здесь ЛФК на дому становится незаменимой.

    Услуги инструктора - методиста ЛФК на дому востребованы пациентами детского и пожилого возраста, а также взрослыми, имеющими травмы и заболевания, ограничивающие возможность передвижения как по городу, так и внутри лечебного заведения, например, при инсульте. Выезд инструктора - методиста ЛФК на дом к больному решает основные организационные вопросы проведения занятия лечебной физкультурой, а большой и успешный опыт работы с травматологическими и неврологическими больными позволяет ожидать успешной реабилитации.

    Опытный инструктор ЛФК на дому , учитывая специфику и стадию инсульта , строго дозирует нагрузку по интенсивности, степени сложности и продолжительности каждого занятия, объему и направлению движений, соотношению общеразвивающих и специальных упражнений, наблюдает за особенностями реакции организма на лечебную физкультуру, вносит изменения в программу в соответствии с функциональным и психологическим состоянием пациента. Средняя продолжительность занятия - около 1 часа. Цена процедуры зависит от уровня образования, опыта и квалификации специалиста, а также от удалённости места проведения занятий.

    ЛФК на дому должна активно применяться в постгоспитальном восстановительном лечения периоде в следующих случаях: нарушение равновесия и координации движений, а также утрата навыка ходьбы вследствие любой патологии, травмы или заболевания опорно - двигательного аппарата (переломы костей, вывихи, повреждения суставов, связок и сухожилий, нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие); различные заболевания позвоночника, дефекты и травмы центральной нервной системы, повреждения периферической нервной системы, сопровождающиеся нарушением двигательной функции (паралич, парез), расстройством чувствительности, болями, снижением или исчезновением рефлексов, атрофией и нарушением тонуса мышц; при заболеваниях сердечно - сосудистой системы; заболеваниях дыхательной системы. , 1988. - 271 с.

    Физическая культура – это очень важное подспорье как для здоровых, так и для хронически больных людей. Она нужна всем, кто имеет какие-либо патологии, перенес тяжелые травмы, восстанавливается после операций. Правильно подобранный комплекс упражнений значительно ускоряет возвращение человека к нормальной жизни. Однако назначать его должен только специалист – врач лечебной физкультуры (ЛФК).

    Что такое лечебная физкультура

    Под термином ЛФК скрывается особого рода терапия, которая включает в себя специально подобранный комплекс гимнастических упражнений. Как правило, его назначают при:

      травмах и врожденных заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

      неврологических заболеваниях;

      ожирении (метод похудения).

    Разумеется, все упражнения подбираются индивидуально с учетом диагноза пациента. ЛФК наиболее часто применяют при послеоперационной реабилитации, когда угроза жизни миновала и пациента требуется вернуть в работоспособное состояние.

    Что лечит врач ЛФК?

    У врача лечебной физкультуры три основные задачи:

    • укрепление здоровья пациента;
    • реабилитация и восстановление функций организма;

      улучшение спортивных достижений у любителей и профессиональных спортсменов.

    Последнее направление является далеко не основным. В этом случае врач ЛФК часто трудится в спортивных командах наряду с массажистами, спортивными врачами и прочими медицинскими специалистами.

    Основной контингент врача ЛФК – это выздоравливающие пациенты. Разумеется, сам он не назначает никакого лечения, а подбирает методики и комплекс упражнений, опираясь на диагнозы других специалистов.

    Занятия лечебной физкультурой при этом разбиваются на сеансы и могут проходить как в специальных залах реабилитационных центров, так и в больничных палатах. Однако далеко не всегда пациенты содержатся в клиниках долго. При тяжелых случаях их выписывают, а врач ЛФК приезжает на дом к пациенту в определенное время.

    В работе специалист активно взаимодействует с другими своими коллегами:

      невролог;

      мануальный терапевт;

    1. гастроэнтеролог;

    Умения и навыки врача ЛФК незаменимы для пациентов со следующими проблемами:

      перенесенный инсульт;

      восстановление после операции;

      врожденные патологии или приобретенная деформация позвоночника;

      проблемы с дыхательной системой;

      заболевания суставов;

      переломы или разрывы мышечной ткани;

      проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

    Обязанности врача ЛФК

    В обязанности врача лечебной физкультуры входит:

      проведение приема и диагностики пациентов для составления индивидуального плана терапевтических мероприятий;

      разработка индивидуального комплекса упражнений с дальнейшей корректировкой;

      проведение различных профилактических мероприятий о пользе занятий физической культурой с различными пластами населения;

      оказание необходимой медицинской помощи;

      работа с медицинской документацией.

    Требования к врачу ЛФК

    Для того, чтобы осуществлять профессиональную деятельность в качестве врача ЛФК, необходимо соответствовать определенным критериям. У специалиста должно быть:

      высшее медицинское образование;

      законченная подготовка по направлению «Лечебная физическая культура»;

      отсутствие медицинских противопоказаний;

      знание современных методик ЛФК;

      умение применять немедикаментозные способы терапии;

      навыки по определению различных патологий.

    Где работают врачи ЛФК

    Чаще всего врачей ЛФК можно встретить в различных спортивно-реабилитационных центрах, многофункциональных клиниках, частных кабинетах. В ряде случаев они работают также при фитнес-центрах, где проводят оздоровительные занятия, если конечно у организации есть лицензия на оказание медицинских услуг.

    Кроме того, нередко специалисты в данной области сотрудничают с крупными спортивными клубами, или работают в сборных командах. В отдельных случаях врачи ЛФК оказывают частные услуги, в том числе с выездом на дом.

    Где выучиться на врача ЛФК?

    Перед тем, как выбирать место и способ получения образования в области лечебной физической культуры необходимо четко понимать, что в данной области могут работать несколько специалистов. У всех разное образование и квалификация:

    • врач ЛФК – специалист с высшим медицинским образованием;
    • инструктор-методист имеет высшее образование в области спорта, а также дополнительную подготовку по лечебной физкультуре;

      инструктор – специалист со средним медицинским образованием, прошедший сертификацию по ЛФК.

    Для работы инструктором высшее образование не обязательно. А вот, чтобы получить именно врачебную специальность, сначала необходимо окончить медицинский вуз по специальности «Лечебное дело», либо «Педиатрия». Далее нужно отучиться в ординатуре по направлению «Лечебная физкультура».

    Личностные качества профессии врач ЛФК

    Реабилитация – это всегда долгий и трудный процесс. Врачу ЛФК приходится ставить на ноги тяжелых больных, работать с последствиями инсультов, тяжелых травм. Такая работа требует в первую очередь умелости и безграничного терпения. Также врачу ЛФК требуются:

      эрудированность;

      коммуникабельность;

    • стрессоустойчивость;

      умение заряжать оптимизмом, настроить пациента на результат.

    Сколько зарабатывают врачи ЛФК в России?

    Специалист подобного профиля в целом имеет достаточно высокий уровень заработной платы. Конечно, самые высокие оклады предлагают учреждения здравоохранения и спорта в крупных городах.

    Например, опытный врач ЛФК в Москве может зарабатывать около 100 000 рублей. Если же речь идет о специалисте из Санкт-Петербурга, то уровень его заработной платы будет варьироваться в районе 75 000 рублей.

    Плюсы и минусы профессии врач ЛФК

    В число положительных моментов специальности можно отнести следующее:

      востребованность и перспективность;

      высокий уровень дохода;

      возможность начать частную практику.

    А к минусам стоит добавить:

      длительный процесс обучения;

      высокий уровень ответственности;

      частые стрессовые ситуации.

    Одной из важной составляющей медицины является лечебная гимнастика. Движение – это основа здоровья, стимулятор роста и развития организма. ЛФК является неотъемлемой частью в период реабилитации, так как упражнения направлены на быстрое восстановление после болезни.

    ЛФК (лечебная физическая культура) в медицинской практике — лечебно-профилактический метод, который помогает восстановиться организму после перенесенных заболеваний, а также предупредить их развитие.

    Физическая нагрузка для каждого пациента подбирается индивидуально, исходя из возраста, состояния здоровья и других факторов. Двигательная активность восстанавливает функциональность многих органов и систем, влияет на психоэмоциональное состояние пациента.

    Основные преимущества занятий лечебной физкультурой:

    1. Нормализация обмена веществ.
    2. Восстановление водно-солевого баланса.
    3. Формирование и закрепление новых навыков.
    4. Снижение болевых ощущений.
    5. Улучшение кровообращения.

    Кроме того, лечебная физкультура способствует укреплению и оздоровлению организма, стимулированию кровообращения в малом тазу, а также предотвращает застойные явления в брюшной полости.

    Инструктор ЛФК подбирает специальные физические упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

    Такой метод реабилитации укрепляет мышцы, нормализует моторную, всасывательную функцию.


    Лечебные занятия физкультурой применяются в следующих направлениях:

    • Травматология
    • Кардиология
    • Пульмонология
    • Неврология
    • Гинекология

    Широко используются методы ЛФК при различных заболеваниях органов пищеварения: колиты, гастриты, язва, патологии печени и др.

    В большинстве случаев формы ЛФК применяются в ортопедии и травматологии. Медицинская гимнастика помогает избавиться от сколиоза, остеохондроза и других заболеваний осанки. В травматологии лечебные занятия ускоряют заживление ран, стимулируют функции поврежденных конечностей, помогают при заболеваниях костно-мышечного аппарата и суставов, а также в лечении контрактур.

    В педиатрической практике медицинская гимнастика позволяет уменьшить проявление параличей и возможных дефектов позвоночника.

    Физические упражнения имеют большое значение в восстановительном лечении при заболеваниях легких. Занятия помогают активизировать кровообращение, восстановить ритм дыхательных движений, увеличить глубину дыхания.

    Лечебно-физическая культура активно используется при патологиях сердца и сосудов. К тому же реабилитологами разработаны программы при пороках сердца, коронарной недостаточности, высоком и низком .

    Полезное видео — Обзор упражнений, которые нужно выполнять после инфаркта:

    ЛФК нашла широкое применение при заболеваниях нервной системы, неврозах, параличах. В гинекологической практике лечебная гимнастика применяется не только в лечении гинекологических заболеваний, но и в дородовом и послеродовом периоде.

    Назначается лечебная гимнастика в предоперационный период на брюшной полости и в области грудной клетки. Комплекс включает следующие занятия: правильное диафрагмальное дыхание, дыхательные и общеразвивающие упражнения. Особую ценность ЛФК несет в период реабилитации. Занятия быстро восстанавливают нарушенные функции пострадавшего органа.

    Формы и виды ЛФК

    К основным формам ЛФК относят:

    1. Утренняя гимнастика. Выполняется в домашних условиях после пробуждения. Упражнения не должны быть трудными и подбираются исходя из степени нагрузки пациента и физического развития. В утренние часы продолжительность занятий около 10-30 минут. Комплекс занятий включает упражнения на различные группы мышц. Полезно сочетать с непродолжительной нагрузкой на свежем воздухе.
    2. Лечебная гимнастика. Занятия гимнастикой направлены на восстановление функции организма или отдельного органа. Каждое занятие имеет вводную, основную и заключительную часть. На первом этапе больного подготавливают к возрастающей нагрузке, а на заключительном – выполняют дыхательные упражнения, а также упражнения направленные на средние мышечные группы. Все это позволяет снизить физическое напряжение.
    3. Упражнения в воде. Гидрокинезотерапия или аквагимнастика положительно влияет на состояние больного. Занятия помогают снять болевой синдром, восстановить нарушение осанки, избавиться от остеохондроза, артроза и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Упражнения могут проводиться со специальными снарядами.
    4. Оздоровительный бег. Один из доступных и простых видов циклических упражнений, который благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой системы. Бег трусцой можно чередовать с ходьбой, дыхательными упражнениями.
    5. Лечебная ходьба. Помогает нормализовать походку после перенесенных травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата и т.д. Дозироваться ходьба может по длине дистанции, скорости передвижения, а также с учетом рельефа местности.

    Кроме того, лечебная физическая культура включает комплекс физических упражнений для самостоятельного выполнения, терренкур (дозированная ходьба и восхождения), физкультурно-массовые выступления, экскурсии и праздники. Эти формы применяют после окончательного выздоровления с профилактической целью в санаториях, на курортах и т.д.

    Для достижения наилучшего эффекта применяют не 1-2 метода, а целый комплекс в сочетании с массажем, водотерапией.

    Большинство упражнений подбираются и выполняются по индивидуальной программе. Занятия могут проводиться индивидуально или с группой. Первый вид занятий обычно проводится для тяжелобольных людей. При индивидуальных занятиях врач может контролировать нагрузку и дозировать упражнения. Во многих случаях более распространен группой метод ЛФК. Формирование групп происходит с учетом заболевания и ее стадии. На занятиях присутствует обычно 10-15 человек, но могут формировать и малокомплектные группы – по 3-5 человек.

    Выделяют и консультативный метод проведения ЛФК. Обычно самостоятельные занятия пациент выполняет в домашних условиях, если по некоторым причинам он не может посещать групповые занятия, или продолжает реабилитацию после болезни на дому. Больной осваивает комплекс упражнений под руководством квалифицированного специалиста, а потом продолжает их выполнять дома.

    Противопоказания

    При выборе упражнений врач учитывает множество факторов: отклонения в психическом развитии, сопутствующие заболевания, которые нежелательно выполнять при основном заболевании.

    Занятия лечебной физкультурой противопоказаны в следующих случаях:

    • Кровотечение (наружное или внутреннее).
    • Осложнения после операции.
    • Тяжелое состояние больного.
    • Нарушение сердечного ритма.
    • Высокое артериальное давление.
    • Повышение температуры тела.
    • Новообразования.
    • Ярко выраженный болевой синдром.

    Запрещено выполнение лечебных упражнений при повышении СОЭ неизвестного происхождения, прогрессирующих заболеваниях, воспалительно-инфекционных заболеваниях, а также при наличии инородного тела вблизи крупных сосудов. При назначении ЛФК следует учитывать показания и противопоказания, так как с учетом этого подбирается форма и метод лечебной гимнастики.